Потребительство: критика

Нельзя не отметить противоречия между ростом покупательной способности людей и их стремлением к неуемному потребительству, ставшему серьезной проблемой в благополучных странах так называемого «золотого миллиарда».

Потребительство: критика

Его негативными последствиями, помимо деформации человеческой личности, стали грозящее исчерпание невозобновляемых природных ресурсов, опасное ухудшение среды обитания людей и животных в результате роста пищевых и упаковочных отходов, засорение лесных, водных и воздушных пространств.

В стремлении привлечь внимание общественности к необходимости ограничения безудержного потребления материальных благ и прекращения нанесения экологического ущерба некоторые авторы отстаивают идею отказа от консюмеризма и выступают за «добровольную простоту в потреблении». При этом потребительство связывается в основном со свойствами человеческой натуры, с непреодолимым стремлением людей к «индивидуализированному, гедонистическому и материалистическому приобретательству». Такой подход, означающий пропаганду иного стиля жизни, сводит проблему к моральным аспектам и уводит ее в сторону от первопричины. А она заключается в экономической заинтересованности бизнеса в получении максимальной прибыли в процессе производства и сбыта как можно больших объемов продукции и услуг.

Ради этого постоянно обновляется их ассортимент, учитываются индивидуальные предпочтения покупателей и выстраивается агрессивная маркетинговая стратегия. Для борьбы с консюмеризмом недостаточно взывать к сознательности потребителей. Победы нельзя достичь без изменения мотивации производителей, которая в буржуазном обществе определяется капиталом как самовозрастающей стоимостью. Ради прибыли они готовы без конца расширять производство и соблазнять потребителей новыми товарами и услугами, в том числе ненужными и вредными для здоровья.

Кроме того, призыв к самоограничению актуален только для небольшого числа развитых стран и не может серьезно восприниматься в большей части мира, где жизненные потребности удовлетворяются по минимуму и царит еще бедность и нищета.

О том, что чрезмерное потребительство имеет глубокие корни в современном способе производства, говорится все чаще в научной литературе. Я. Корнаи, известный критик «социалистической экономики дефицита», столь же жестко критикует и рыночную «экономику избытка», для которой характерны не только манипулирование потребителями с целью навязывания им ненужных продуктов и услуг, но и создание избыточных производственных мощностей и перепроизводство товаров, не находящих платежеспособного спроса, со всеми вытекающими отсюда излишними издержками и утратой значительной части общественного богатства.

Оправданию «экономики избытка» со всеми ее пороками содействуют фетишизация экономического роста, понимаемого как увеличение объема странового ВВП, учитывающего доходы от купли — продажи товаров и услуг вне зависимости от их общественной значимости. В ВВП включаются доходы от видов деятельности, связанных с очевидными социальными патологиями (преступлениями, проституцией, потаканием человеческим порокам) и мерами по их ограничению, но этот показатель не стимулирует чрезвычайно важную активность, направленную на решение долгосрочных социальных и экологических проблем. Серьезным недостатком ВВП как измерителя экономического роста является одинаковое (нейтральное) отношение к его разным по значимости компонентам, относящимся к реальному производству и к разного рода услугам (в первую очередь финансовым), которые оторвались от производственной сферы, но паразитируют за счет создаваемых в ней доходов. Как показал недавний мировой кризис, рост ВВП сопровождается накоплением серьезных диспропорций, которые приводят к внезапному взрыву, свидетельствующему о порочности такого роста.

Источник: Юрий Князев О ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Общество и экономика, 2017, № 12 ​Ценообразование в индустриальном обществе Неоиндустриализация и вертикальная интеграция Этапы индустриализации: электрификация и атоматизация Довольно весомые основания имеются и для того, чтобы внести коррективы в традиционное учение об индустриализации. Неоиндустриализация экономики Процесс полной автоматизации производительных сил общества развивается на основе и в пределах эры электричества, на базе эры индустриализации, будучи качественно более высокой ступенью той же самой эры. Преимущества использования CRM В современном мире оптимизация бизнес-процессов играет очень важную роль. Что такое «Индустрия 4.0» Цифровой экономикой созданы благоприятные условия для внедрения концепции «Индустрия 4.0» как нового уровня организации производства и управления цепочкой создания стоимости на протяжении всего жизненного цикла производимой продукции. Измерение потребительского опыта Измерение потребительского опыта до сих пор остается одним из самых неоднозначных направлений исследований в рассматриваемой области: несмотря на то что и в академической, и в практикоориентированной литературе появился целый ряд публикаций, описывающих разные подходы к измерению СЕ, единой методики пока не выработано. Цели внедрения CRM и виды CRM программ Концепция CRM основана на трех аспектах управления маркетингом компании: клиентоориентированности, маркетинге потребительских отношений, маркетинге с использованием баз данных, которые объединяются в CRM благодаря развитию информационной системы и коммуникационных технологий. Что такое индустриализация Как известно, понятие «индустрия», имеющее еще и значение «отрасль», первоначально соотносилось с промышленностью, так как именно в промышленном секторе экономики объединение усилий многих рабочих на основе совершенствования орудий труда и централизации управления было наиболее перспективным.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *