​Система «профит-шеринг

Система «профит-шеринг» (profit-sharing) – это распределение прибыли в определенных долях между участниками программы.

Прибыль может быть распределена в виде денежных средств, акций и облигаций или в смешанной форме компенсации. При этом участниками программы могут выступать как сотрудники вне зависимости от структурного подразделения, так и сотрудники отдельных подразделений компании. В последнем случае формируется многоуровневая система «профит-шеринг».

Система «профит-шеринг» хорошо зарекомендовала себя в зарубежных компаниях. Например, в США, по экспертным оценкам, число компаний, предлагающих систему распределения прибыли между своими сотрудниками, составляет от 1/4 до 1/3 всех американских фирм.

Исторически система распределения прибыли уходит корнями в XIX в., когда такие компании, как General Food и Pillsbury, в качестве бонуса распределяли процент своей прибыли среди своих сотрудников. Первую программу (план) участия в прибылях разработали в 1916 г. компании Harris Trust и Savings Bank of Chicago. Во время Второй мировой войны резко возросло использование системы «профит-шеринг», когда заработная плата была заморожена. Данная система позволила работодателям военного времени предоставлять дополнительную компенсацию своим работникам без фактического повышения их заработной платы.

Цели «профит-шеринг»

Отсюда следует, что cистема «профит-шеринг» может быть использована для достижения следующих целей в управлении персоналом:

  • в качестве мотивационной составляющей для формирования у участников программы четкого понимания, что в случае увеличения прибыли компании / подразделения выше установленного уровня каждый получит долю от прибыли;
  • внедрение профит-шеринга способствует формированию и улучшению имиджа компании, что отражается на всех бизнес-процессах компании, в том числе разрушает избыточную бюрократию и волокиту;
  • система «профит-шеринг» нацеливает участников на достижение общего результата, способствуя тем самым формированию единого корпоративного духа;
  • профит-шеринг вселяет уверенность в получение достойного и стабильного поощрения в случае хорошей работы компании, что способствует росту лояльности и снижению текучести кадров.

Система «профит-шеринг» дает возможность работодателям и собственникам гибко выбирать, сколько вкладывать в мотивационный и инвестиционный планы.

Данная система также нацелена на оптимизацию налогообложения, так как выплаты по ней могут быть отсрочены, а это ведет к экономии на текущих налогах.

Распределение прибыли по подразделениям на основе системы «профит-шеринг» сразу демонстрирует рациональность и необходимость тех или иных бизнес-процессов. Встает вопрос: готовы ли участники программы поделиться частью прибыли с другими подразделениями? На основе этого становится возможным выделить «лишние» звенья в бизнес-процессе и определить эффективность отдельных центров финансовой ответственности.

Система «профит-шеринг» позволяет сравнить затраты подразделения и сумму прибыли, которая на него относится по данной системе, с затратами на осуществление данной функции на аутсорсинге или аутстаффинге. Если сумма затрат подразделения на выполнение определенной функции и чистой прибыли, приходящейся на данное подразделение по системе «профит-шеринг» в пересчете на эту функцию, больше стоимости выполнения данной функции на аутсорсинге или аутстаффинге, то более выгодным становится привлечение внешних ресурсов для выполнения анализируемой функции.

Виды «профит-шеринг»

Виды применения системы «профит-шеринг» на практике разнообразны, но можно выделить два основных вида данной системы:

1) текущий вид: сотрудники компании, участвующие в системе «профит шеринг», получают свою долю прибыли в виде наличных денег в конце года.

Основным недостатком данного вида распределения денежных средств является то, что бонусы по распределению прибыли сотрудников затем облагаются налогом как обычный доход;

2) отложенный вид (DPSP, deferred profit sharing plan): распределенная прибыль аккумулируется на отдельных счетах для каждого сотрудника – участника системы «профит-шеринг». 

Сотрудники не могут выводить средства с этих счетов, за исключением четко определенных условий (отработка определенного периода в компании, выход на пенсию, болезнь и т.п.). До тех пор пока сотрудники не изымают эти средства, деньги на счетах не облагаются налогом и могут зарабатывать отложенные проценты. Сотрудникам может быть предоставлен ряд инвестиционных вариантов для использования средств с их счетов. Такие варианты часто встречаются, когда счета управляются внешними инвестиционными фирмами.

Источник: Лисицына Е.В. ПРОФИТ-ШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ // Финансовый менеджмент, 2017, № 6 Система «гейн-шеринг» Параллельно с системами «профит-шеринг» существуют системы «гейн-шеринг» (Gainsharing), которые направлены не на распределение прибыли, а на распределение экономии затрат сотрудникам, как правило, в виде единовременного бонуса. Рейтинговая оценка финансово-экономического состояния предприятия Анализ вероятности банкротства коммерческого банка Факторы конкурентоспособности национальных финансовых рынков Влияние глобализации на финансовые рынки Неформальные финансовые институты в развивающихся странах Менеджмент в спорте Проблемы системы KPI Финансовый парадокс

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *