Производственная стратегия организации

Производственная стратегия – это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации.

Понятие производственной стратегии

Производственная стратегия является подтипом функциональной стратегии организации, которая разрабатывается на основе деловой и корпоративной стратегий. Впервые разработкой и изучением модели производственной стратегии начали заниматься исследователи – экономисты Гарвардской бизнес-школы К. Кларк, У. Абернати в конце 70–80-х гг. ХХ в., основывая свои исследования на том, как промышленные организации могут применить производственные мощности в качестве стратегического оружия в конкурентной борьбе на рынке. В основе исследований данных авторов впервые были использованы понятия «производственные альтернативы» и «ресурсная фокусировка производства».

В экономической литературе к настоящему времени не сложилось единого мнения относительно определения понятия и сущности производственной стратегии. Так, по мнению Р.Б. Чейза, сущность производственной стратегии заключается в составлении общей политики и стратегических планов использования ресурсов фирмы, которые будут нацелены на максимально эффективную поддержку долгосрочной конкурентной стратегии организации.

В. Дж. Стивенсон в своей работе определял производственную стратегию как подход, вытекающий из долгосрочной стратегии организации, задачей которого является направление производственной деятельности. Таким образом, с точки зрения зарубежных авторов, производственная стратегия рассматривается как элемент, вытекающий из общей долгосрочной стратегии организации и необходимый для ее эффективной реализации.

Отечественный же подход к понятию производственной стратегии, представленный авторами А.Н. Петровым, А.В. Бандуриным, В.Н. Бандуриным, М.В. Макаренко, Э.С. Минаевым, А.С. Агеевой, Г.Я. Гольдштейном, состоит в определении долгосрочной программы конкретных действий по производству и реализации готовой продукции, повышению эффективности производственного процесса.

Г.Я. Гольдштейн, не давая определение понятию производственной стратегии, выделил в своей работе составляющие стратегии производства, которая должна включать текущий базис конкурентных преимуществ, стратегические производственные намерения, включая стратегические решения «производить самим или покупать», а также ключевые факторы успеха в бизнесе организации.

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению производственной стратегии, представленные в работах отечественных и зарубежных экономистов, можно сделать вывод о том, что производственная стратегия – это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий по созданию и реализации продукта организации; подсистема предусматривает использование и развитие всех производственных мощностей организации в целях достижения стратегического конкурентного преимущества.

Производственная стратегия является совокупностью долгосрочных целей, планов и политик организации в области производства, которые вытекают из общей долгосрочной стратегии организации, направленных на удовлетворение покупателей по объему, качеству и ассортименту выпускаемой продукции. Таким образом, объектом стратегии производства являются собственно предприятие, а также планирование и управление производственной деятельностью. Предметом выступают управленческие и технические решения, складывающиеся в процессе производственной деятельности между людьми и возникающие в процессе исполнения производственных заказов между подразделениями организации.

Бизнес – это создание стоимости, а стоимость – это денежное выражение ценности активов организации. Цель заключается в том, чтобы, во-первых, создавать стоимость для потребителей и, во-вторых, извлекать для себя некоторую часть потребительской стоимости в форме прибыли, создавая таким образом стоимость для предприятия.

Таким образом, производственная стратегия тесно связана с финансовой стороной деятельности. Факторы, формирующие стратегические цель и миссию, обязательно включают и финансовые, и нефинансовые. В центре производства лежат ресурсы предприятия, а их необходимо финансировать. И для этого нам нужно знать, сколько и когда необходимо задействовать источников финансирования. К финансовым факторам внутренней среды мы можем отнести: доходы (от основной и прочей деятельности), расходы, разные уровни прибыли, денежные средства и их оборачиваемость, капитал собственников (и, в частности, собственный оборотный капитал), амортизацию, налоги, заемные средства (как долгосрочного, так и краткосрочного характера). Последние особенно важны для осуществления стратегии, так как подвержены риску неопределенности в долгосрочной перспективе.

Стратегические производственные решения

Стратегические производственные решения принимаются по следующим направлениям:

  • фокусирование и использование производственных мощностей;
  • организация и управление производством;
  • источники финансирования ресурсов;
  • использование и оптимизация численности персонала;
  • управление качеством готовой продукции;
  • развитие производственной инфраструктуры;
  • организация взаимоотношений с поставщиками и покупателями.

На основании направлений принятия стратегических решений выделяют базовую стратегию производства, стратегию размещения производства и стратегию организации производства.

Суть базовой стратегии состоит в сохранении баланса между производственными мощностями, рабочей силой и объемом выпускаемой продукции. При формировании этой стратегии учитываются такие факторы, как технический уровень производственного процесса, возможность модернизации оборудования, уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами и их квалификационный уровень, возможности производственного процесса своевременно изменяться, подстраиваясь под вероятные изменения структуры, объема и сроков выполнения производственных заказов.

В базовой стратегии возможно выделить три альтернативы:

  • полное удовлетворение спроса, при котором организация производит столько готовой продукции, сколько требуется на рынке;
  • равномерное производство, при котором объем производимой продукции равен среднему спросу. Несомненным преимуществом данной стратегии является экономия расходов на изменение уровня производства (которые растут при стратегии полного удовлетворения спроса);
  • стратегия производства по нижнему уровню спроса. Данная стратегия состоит в закупке недостающего объема продукции или отклонении дополнительного спроса. В данном случае организации проводят политику повышения цен при повышении спроса. При этом организация имеет относительно низкую себестоимость продукции, так как отсутствуют дополнительные расходы на закупку материально-производственных ресурсов и нет расходов на изменение объемов производства.

Необходимо отметить, что в чистом виде данные стратегии не встречаются, организации выбирают различные производственные стратегии в зависимости от экономической ситуации на рынке и стадии своего жизненного цикла.

Вторым видом стратегии является стратегия размещения производства, которая разрабатывается в основном для крупных организаций, имеющих разветвленную систему филиалов и подразделений, и связана с выбором местоположения сборки продукции и изготовления комплектующих. При этом в расчет принимаются социополитические, экономические и географические показатели, такие как удаленность филиалов и подразделений и связанные транспортные расходы, наличие источников сырья и рынков сбыта продукции, наличие квалифицированных кадров и т.д..

Третьим видом производственной стратегии является стратегия организации производства. Отличительной чертой современной стратегии является необходимость «ориентации на потребителя» в части ассортимента, объема продукции, качества и сроков поставки, которые устанавливаются исходя из прогнозов будущих ожиданий покупателей.

Источник: Никифорова Н.А. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ // Финансовый менеджмент, 2017, № 6. Уровни стратегического планирования в Федеральном законе N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. Стратегия развития экономики России и социальная сфера ​Совместно производимые продукты и их типы Оценка издержек совместного производства Корпорация общих ценностей В основе стратегии корпорации общих ценностей лежит идея, что социальная ответственность представляет собой новую возможность, которую можно превратить в капитал. Методы оценки уровня качества продукции Кризис в Болгарии в 1990 году Цель промышленной политики России Разработка стратегии развития территории

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *