Горизонтальные и вертикальные внешние эффекты от прямых зарубежных инвестиций

Существует достаточно обширная литература о внешних эффектах от прямых иностранных инвестиций.

Горизонтальные и вертикальные внешние эффекты от прямых зарубежных инвестиций

Большинство эмпирических работ посвящено как оценке горизонтальных внешних эффектов от прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ), а также их факторов, то есть оценке влияния иностранных компаний на показатели эффективности национальных фирм в той же отрасли, так и различных факторов, влияющих на знак и уровень этих эффектов.

При всей противоречивости полученных результатов выявлен ряд закономерностей. Чем более развита принимающая ПЗИ экономика, чем ниже технологический разрыв между национальными и иностранными компаниями (как минимум начиная с определенного уровня разрыва) и чем выше уровень конкуренции на национальном рынке в соответствующей отрасли (как минимум при относительно небольших уровнях технологического разрыва), тем больше вероятность присутствия положительных горизонтальных эффектов от прямых зарубежных инвестиций.

В отличие от литературы по горизонтальным эффектам, исследований о вертикальных эффектах от ПЗИ существенно меньше. Можно ожидать, что вероятность положительного влияния иностранных компаний на эффективность деятельности национальных компаний — поставщиков полуфабрикатов и комплектующих (вертикальных внешних эффектов «вниз» от ПЗИ) будет достаточно высока, особенно по сравнению с горизонтальными эффектами, поскольку иностранные компании как минимум больше заинтересованы в росте качества продукции у своих локальных поставщиков, нежели у своих локальных конкурентов. Эта гипотеза подтверждается рядом эмпирических результатов применительно к обрабатывающей промышленности Индонезии, Литвы, Чехии и Великобритании. Положительные вертикальные эффекты «назад» от ПЗИ обнаруживаются также применительно к сервисному сектору, как показывают данные по компаниям 17 переходных экономик стран Центральной и Восточной Европы, Турции и СНГ.

Источник: С. Кадочников, А. Федюнина Влияние компаний с иностранными инвестициями на экспортную активность российских фирм: размер имеет значение // Вопросы экономики, №12, Декабрь 2017, C.96-119. Издержки выхода на внешний рынок Издержки выхода на внешний рынок в значительной степени связаны с информационными и трансакционными издержками. Менделеев о протекционизме Низкие внутренние цены в СССР ​Российская внешняя торговля машинотехнической продукцией (2014 г. ) Экспорт и импорт СССР в 1926 — 1936 гг. Показатели внешней торговли Узбекистана: экспорт и импорт Экспорт Узбекистана в Россию Инновации и экспорт: анализ затрат на инновации и экспортной выручки в России (2010 — 2014 гг.) Динамика внешней торговли России в 2000 — 2014 гг.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *