Внутренние источники финансирования в России

Чтобы не допустить негативного влияния на российскую экономику со стороны зарубежных источников финансовых ресурсов, важно обеспечить приоритетную роль внутренних источников монетизации.

Внутренние источники финансирования в России

Целесообразно последовательно замещать иностранные заимствования контролируемых государством банков и корпораций внутренними источниками кредита. Для этого следует расширить набор механизмов и инструментов финансирования экономики со стороны ЦБ РФ и Минфина России.

По примеру развитых стран монетарным властям целесообразно делать упор на формирование «длинных» ресурсов, основанных на использовании целевых государственных бумаг (в том числе связанных с финансированием долгосрочных инвестиционных проектов), которые дополняются инструментами среднесрочного финансирования. Это будет способствовать созданию мощной основы «длинных» ресурсов в экономике и снижению процентных ставок.

Такие механизмы в первую очередь предполагают размещение госбумаг на внутреннем рынке с участием ЦБ в качестве их покупателя (как, например, в США и в Японии, где эмиссия национальных валют на 85-95% осуществляется в результате покупки центральными банками своих госбумаг). Центральные банки этих стран покупают госбумаги, выпущенные своим Минфином. Одновременно они осуществляют целевую эмиссию (на ипотеку, на малый бизнес, на региональные программы и др.). Причем, как правило, это длинная и сверхдлинная эмиссия на 30-40 лет (в США даже не исключают возможность эмиссии сроком до 100 лет). При этом купленные ЦБ бумаги хранятся у него в течение всего срока, а не поступают на рынок и не вымывают с него деньги (Ершов, 2015; 2016).

Подчеркнем, что незначительная роль, которую играют в настоящее время российские госбумаги в формировании рублевой финансовой системы (менее 5% накопленной рублевой эмиссии ЦБ РФ), указывает на сохранение сильной зависимости РФ от мировой конъюнктуры и мировых источников финансовых ресурсов. Мы видим в этой связи, сколь велики неиспользуемые возможности российской финансовой системы для формирования ее прочных национальных основ. Также низкая доля российских госбумаг в денежной базе говорит о том, что у нас не используются механизмы монетизации на основе бюджетных приоритетов, а российский регулятор, по сути, постоянно осуществляет интервенции в поддержку доллара, то есть покупает иностранную валюту, формируя на этой основе эмиссию рублей. (В результате вся монетизация опирается на приток валюты.) Не будь этого канала монетизации, рубль стоил бы гораздо дороже, так как притекающую в страну валюту в этом случае покупали бы на рынке без участия ЦБ РФ, что укрепляло бы курс рубля.

Кроме того, в сложившихся условиях важно расширить мандат Банка России. ЦБ РФ, помимо возложенных на него задач, должен — в соответствии с мировой практикой — отвечать и за экономический рост, что даст возможность использовать широкий набор инструментов (механизмы формирования денежных ресурсов — «длинных» и «коротких», механизмы, определяющие их цены, механизмы обеспечения ликвидности в экономике и др.), находящихся в распоряжении Банка России, для устойчивого экономического развития РФ.

Источник: М. Ершов Россия и мир: насколько устойчив экономический рост? Риски и препятствия // Вопросы экономики, №12, Декабрь 2017, C.63-80 Антироссийские санкции со стороны США Антироссийские санкции со стороны ЕС Специфика федерального бюджета России 2016 года Схемы трехлетнего бюджетного планирования Деформация планового начала в бюджетном процессе РФ Динамика доходов региональных бюджетов в 2008-2015 гг. Виды ​межбюджетных трансфертов Динамика поступления субвенций в бюджеты субъектов РФ Недостатки проектов федерального бюджета, имеющих трехлетний формат

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *