Целевая функция предприятия и государства — установление «мирового рекорда»

Новая стратегия роста.

Целевая функция предприятия и государства - установление "мирового рекорда"

В условиях глобализации рынков товаров и услуг вывод успешного продукта и стремительное масштабирование производства «на все потребление в мире» постепенно становятся похожими на установление нового мирового рекорда. Разница всего в несколько процентов в издержках производства, дистрибуции, обслуживания или управления определяет глобальный успех или провал. Если конкретная бизнес-стратегия позволяет произвести лучший в мире продукт или услугу, то она будет быстро распространяться по всему миру.

Таблица 1

Место корпораций в мировой торговле (в %)

Отрасль Доля в мировом экспорте Доля четырех крупнейших фирм
Легковые автомобили 6,0 48
Полупроводниковые микросхемы 5,2 35
Части и комплектующие к автомобилям 3,2 9
Лекарственные средства 3,1 21
Портативные компьютеры 1,4 57
Мобильные телефоны 1,3 56
Самолеты и вертолеты 0,9 70

Источник: Sutton, Trefler, 2016.

При этом труд и физический капитал станут мобильно и эндогенно подстраиваться к новым требованиям и формировать в случае необходимости физическое производство или логистику. Этот продукт или услугу вытеснят с рынка только при установлении нового «мирового рекорда» — появления лучшего и более дешевого продукта. Впрочем, речь не идет о продуктовой унификации: разнообразие товаров и услуг будет возрастать. Однако сегментация физических рынков, по-видимому, со временем практически исчезнет.

Сказанное означает, что современная производственная функция станет функцией «мирового рекорда», для чего нужно сконцентрировать финансовые, управленческие и цифровые ресурсы на производстве того, что можно сделать лучшим в мире. В таком контексте задача государства по определению стратегических отраслевых приоритетов кардинально меняется: выигрышной стратегией оказывается не производство массового продукта на основе запасов труда и капитала, а точечное установление «мировых рекордов» — производство лучших в мире продуктов и услуг на предприятиях — отраслевых лидерах.

В частном секторе стратегии производства и дистрибуции товаров для потребления во всем мире не новы: Coca-Cola, Microsoft Office, iPad, процессоры Intel — лишь наиболее яркие примеры товаров, которые ежедневно потребляет примерно каждый десятый житель Земли. На отраслевом уровне многие стратегии выращивания «национальных чемпионов», особенно в период популярности политики импортозамещающей индустриализации, приводили к масштабной растрате ресурсов, к искажению инвестиционных стимулов и часто производству продукции с отрицательной добавленной стоимостью в мировых ценах. На страновом уровне в настоящее время только Китай пытается установить «мировой рекорд», показывая признаки явно избыточных инвестиций как на макроэкономическом (доля инвестиций — валовое накопление основного капитала — около 44% ВВП в 2015 г.), так и на корпоративном уровне. Избыточные инвестиции на корпоративном уровне в Китае связывают с наличием свободного денежного потока (собственное, а не заемное финансирование инвестиций) и с высокой долей представителей государства в структурах, управляющих компаниями.

Отчасти именно такие стратегии объясняют отход от ставших классическими маржинальных решений в прорывных отраслях. Например, объем инвестиций в определенную идею или проект будет все в большей степени определяться не равенством предельной выгоды и предельных издержек (что соответствует классическому решению о максимизации прибыли), а почти равенством нулю долгосрочной прибыли, что существенно повышает вероятность производства лучшего в мире продукта. Дополнительно усиливать этот эффект может обучение в процессе производства (learning-by-doing), при котором большие инвестиции со временем снижают и предельные, и средние издержки. Таким образом, в отраслях, выбранных государством в качестве «локомотивов» экономического развития, или в приоритетных продуктовых направлениях частных компаний инвестиции могут быть избыточно высокими по сравнению с предсказанными традиционными моделями, основанными на убывающей отдаче от масштаба. В непрорывных и неприоритетных отраслях, напротив, инвестиции могут почти полностью обнулиться, потому что если произвести лучший в мире продукт все равно не получится, то зачем тратить ресурсы.

Источник: По материалам статьи: Г. Идрисов, В. Мау, А. Божечкова В поисках новой модели роста // Вопросы экономики, №12, Декабрь 2017, C.5-23 Типы общественного воспроизводства: количественый и качественный аспекты Относительная и абсолютная интенсификация Проблема оценки государственной экономической политики Как добиться экономического роста в России Прогноз роста мировой экономики и ряда стран в 2015 — 2019 гг. Экономический рост и функции Банка России Профессиональное образование как фактор экономического роста Направления реформирования экономики России Влияние глобализации на экономику стран мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *