Проблема доминирования крупных поставщиков в госзаказе

Дефектность модели контрактных отношений приводит к негативным тенденциям в контрактной системе.

Проблема доминирования крупных поставщиков в госзаказе

Агенты инициируют, поддерживают и прекращают взаимодействия, что несет на себе отпечаток целей, обстоятельств и задач монопольных рынков и рынков с доминированием, а также зон, закрытых для свободного входа экономических игроков.

Доминирование крупных организаций проявляется и в структуре заказчиков, и в структуре поставщиков.

В сегменте госзаказа доминирование крупных, системных поставщиков фиксируется в течение всего периода измерений. В 2015 г. 80% бюджетных средств было законтрактовано 3,5% хозяйствующих субъектов (11 тыс. юр. лиц).

Концентрация государственных контрактов у узкого круга лиц подтвердилась и в 2016 г.: 80% бюджетных средств законтрактовано 2,98% работавших в госзаказе поставщиков. Иными словами, 8,8 тыс. хозяйствующих субъектов заключили контрактов на 4,4 трлн руб.

Доля доминирующих компаний варьирует от 2,05% количества поставщиков в московском регионе до 12,86% — в Республике Северная Осетия. Медиана равна 5%. Вокруг медианы сгруппировался 41 регион Российской Федерации, в которых доля доминирующих поставщиков с 80% госзаказа составляет 4-6,5%. К территориям с относительно значимой конкуренцией относятся четыре региона: Севастополь, Байконур, Республика Северная Осетия и Кабардино-Балкарская республика.

В таблице 4 дан ранжированный список регионов с наименьшими и наибольшими значениями показателей, который может дать представление о составе полярных групп. У десяти регионов с наибольшим уровнем концентрации госзаказа средневзвешенный показатель равен 2,25%. У регионов с не столь высокими показателями концентрации средневзвешенный показатель составляет 9,23%.

Повсеместность модели не означает, что ее параметры идентичны во всех субъектах Российской Федерации. Показатели полярных группировок различаются в 4 раза. Это существенно даже для узкого диапазона значений.

Таблица 4

Распределение 80% общей стоимости заключенных контрактов между поставщиками в субъектах российской Федерации, 2016 г.: контракты федеральных, региональных и муниципальных заказчиков

Регион Количество поставщиков с 80% контрактов Общее количество поставщиков Совокупная стоимость закупок, млрд руб. Доля поставщиков с 80% контрактов, %
Москва 934 45 668 1860,03 2,05
Чукотский автономный округ 18 721 9,81 2,50
Республика Карелия 83 3287 32,05 2,53
Калининградская область 89 3383 39,16 2,63
Санкт-Петербург 546 20 692 352,87 2,64
Тюменская область 126 4724 63,73 2,67
Псковская область 76 2786 24,62 2,73
Саратовская область 174 5913 50,86 2,94
Республика Татарстан 249 8375 110,77 2,97
Нижегородская область 224 7472 87,69 3,00
Республика Тыва 131 1657 8,70 7,91
Тверская область 386 4843 23,66 7,97
Еврейская автономная область 96 1130 3,82 8,50
Республика Калмыкия 106 1212 4,42 8,75
Республика Адыгея 136 1535 6,73 8,86
Республика Дагестан 222 2467 32,30 9,00
Севастополь 199 1982 9,93 10,04
Кабардино-Балкарская Республика 201 1959 9,81 10,26
Байконур 26 242 1,46 10,74
Республика Северная Осетия 214 1664 9,81 12,86

С точки зрения модели рынка, ситуация в госзаказе представляется достаточно единообразной на всей территории страны. Это — однообразие рынка, стремящегося к монополии исполнения контрактов. Подтверждение данного вывода дает анализ диапазона значений рассматриваемого показателя по федеральным округам. Независимо от группировки субъектов Российской Федерации, состава показателей, картина остается примерно одинаковой.

В госзаказе утвердилась централизованная система исполнения контрактов. Контрактные отношения носят зрелый, стабильный и достаточно жесткий характер. Роль узловых звеньев играют не случайные, а «ожидаемые» агенты.

Источник: Анчишкина О. Контрактные основы российской экономики: сфера государственного, муниципального и регулируемого заказа // Вопросы экономики, №11, Ноябрь 2017, C.93-110 Контрактная система Российской Федерации Контрактные отношения специфичны для сфер экономики. Процедурно проще сначала собрать и классифицировать типы контрактов, субъектов, взаимосвязей, а уже потом обобщить эмпирический материал. Структура государственного контракта Конструкция контракта отличается уникальными характеристиками: устойчивостью, гибкостью, политической нейтральностью. Как организовать участие в тендерах В настоящее время, когда государственные и муниципальные организации, а также крупные предприятия, закупают необходимые товары и услуги через аукционную систему, важным навыком предпринимателя становится умение выиграть тендер. Подходы к сравнению эффективности государственной и частной собственности Различия между государственнными и частными предприятиями Преимущества частного предпринимательства перед государственным Результаты выборов в Государственную думу в декабре 1999 г. Современное состояние государственной поддержки научной деятельности в вузах России (2017 — …) Роль геологии в развитии нефтяной промышленности

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *