Контрактная система Российской Федерации

Контрактные отношения специфичны для сфер экономики. Процедурно проще сначала собрать и классифицировать типы контрактов, субъектов, взаимосвязей, а уже потом обобщить эмпирический материал.

Контрактная система Российской Федерации

Так делается и за рубежом. Исследуется даже то, почему агенты предпочитают долгосрочные контракты в противоположность краткосрочным, а для трудовых и рентных отношений математически рассчитан третий вариант — длящийся контракт (continuing contract), который помогает избежать издержек первых двух при определении заработной платы и ренты, хотя не всегда эффективен для сделок. В целях моделирования длящийся контракт специфицирован по отношению к возобновляемому и контракту с открытыми условиями. Контрактная система Российской Федерации — сегмент публичных закупок — дает представление о явных и скрытых чертах контрактных основ экономики.

Субъектами контрактной системы выступают получатели бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации с различными организационно-правовыми формами и публичными обязательствами. К их закупкам применяется понятие госзаказа. Заключаемые в госзаказе сделки оформляются контрактами.

В контрактную систему также входят разнообразные по статусу, бизнес-процессам, отраслевой принадлежности, структуре снабжения агенты рынка, на которых государство влияет посредством участия в капитале и тарифного регулирования. К их закупкам применяются понятия «регулируемые закупки», «закупки отдельных видов юридических лиц» и даже — «корпоративные закупки». Заключаемые сделки оформляются договорами.

Методологические основания определения масштаба контрактной системы сформированы практикой государственного строительства. Госзаказ и заказ отдельных видов юридических лиц образовали самостоятельный сегмент рыночного взаимодействия. Это — объективный факт и важный элемент в конструкции организационно-правовой базы национальной экономики.

Другие страны с рыночной экономикой строят регулирование сходным образом. Сфера публичных закупок компонуется из public procurement (госзаказ) и специфического для каждой страны множества закупающих организаций: state owned enterprises (компании с государственным участием, государственные корпорации), infrastructural companies (инфраструктурные компании), utilities (компании по предоставлению услуг коммунальной инфраструктуры), public funds (общественные фонды), municipals (муниципалитеты), communities (местные сообщества), civil organizations (общественные организации).

О масштабах российской контрактной системы говорят цифры: государственные и муниципальные заказчики, отдельные виды юридических лиц заключают контрактов и договоров на 25,6-30,6 трлн руб. ежегодно. Стоимость товаров, работ и услуг, которые обращаются в контракт ной системе, составляет 31-37% ВВП. Речь идет о системообразующем вкладе контрактной системы в бизнес-климат и инвестиционные ожидания рынка.

Это подтверждается и международной практикой. Сегмент публичных закупок составляет 12% ВВП стран — членов ОЭСР и колеблется от 5,1% ВВП в Мексике до 20,2% в Нидерландах. В США расходы федеральной контрактной системы составляют 460-520 млрд долл. По расчетам компании PricewaterhouseCoopers с 2006 по 2010 г. общее число извещений о закупках в зоне ЕС увеличилось на 62%, или на 12% ежегодно. Публичные закупки стали важным фактором государственного управления, устойчивого развития, инноваций, поддержки малого бизнеса, а в США — промышленной, социальной и региональной политики.

Постоянные обмены и взаимодействия скрепляют связи между государственным и корпоративным секторами. Государственные закупки применяются как рычаг для смягчения спадов в экономике. На фоне снижения показателей экономической активности относительный размер расходов на государственные закупки к объему ВВП с 2007 по 2009 г. увеличился на 1,5 п. п.

Реализация инфраструктурных проектов осуществляется по нормам законодательства о публичных закупках в 19 странах — членах ОЭСР, а просто с учетом таких норм — в 15 странах. Внутри сегмента были разработаны модели разделения рисков, которые теперь применяются стандартно. Такие понятия, как design-build, design-bid-build, alliance contracting, private-public partnership, concession and private provision, вошли в практику в терминах: государственно-частное партнерство, концессия, реализация крупных инфраструктурных проектов «под ключ», делегирование государственных функций частным организациям, консорциумы.

Источник: Анчишкина О. Контрактные основы российской экономики: сфера государственного, муниципального и регулируемого заказа // Вопросы экономики, №11, Ноябрь 2017, C.93-110 Проблема доминирования крупных поставщиков в госзаказе Дефектность модели контрактных отношений приводит к негативным тенденциям в контрактной системе. Подходы к сравнению эффективности государственной и частной собственности Различия между государственнными и частными предприятиями Преимущества частного предпринимательства перед государственным Почему нельзя проводить приватизацию, оставив контроль предприятий за чиновниками Могут ли муниципальные предприятия работать эффективно? Особенности феодальной собственности Факторы развития неформальных институтов Формы участия работника в собственности компаний в ЕС

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *