Прожиточный минимум на севере Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятия

Ключевым параметром социальной защиты населения является прожиточный минимум (ПМ).

Прожиточный минимум на севере Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятия

Ключевым параметром социальной защиты населения является прожиточный минимум (ПМ), с его величиной связывают размеры остальных социальных гарантий (МРОТ, социальные выплаты (пенсии, пособия и пр.) и т. д.).

В основу исчисления ПМ заложена стоимость потребительской корзины, состав которой определяется на федеральном уровне зонированием по суровости климата. Согласно первым Методическим рекомендациям по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации от 1992 г., в Красноярском крае были установлены две зоны по потребительской корзине: для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним; для иных местностей. В дальнейшем были приняты региональные нормативно-правовые акты, согласно которым расчет ПМ осуществлялся для трех групп территорий: районы Крайнего Севера; районы, приравненные к Крайнему Северу; иные местности. В Иркутской области и Республике Бурятия были установлены единые потребительские корзины без учета наличия в них законодательно приравненных к районам Крайнего Севера территорий. Внутрирегиональная дифференциация природно-климатических различий была отражена только в нормативно-правовых актах Иркутской области.

В 2013 г на территории области на федеральном уровне наконец-то были также установлены две зоны (как и в Красноярском крае) по потребительской корзине: для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним; для иных местностей. Этот положительный шаг сказался на повышении установленных величин ПМ на северных территориях (разница между северными районами и иными местностями составляла до IV квартала 2013 г. в среднем 100 — 200 руб., с IV квартала 2013 г. — 2000 руб.) (табл. 1).

Таблица 1. Динамика ПМ за 2012 — 2015 гг. (IV квартал), руб.

Субъект РФ2012201320142015
12121212
В целом по Красноярскому фаю7715826882498851918697481059811227
г.Енисейск945110006103811105713358141141512215918
г. Лесосибирск836488558949953210275108571181412436
Енисейский1079011423116341239214385152001524016042
Мотыгинский1053911157117231248713769145481512215918
Богучанский1079011423117231248713049137881476815545
Кежемский953510095102021086612844135711429515048
В целом по Иркутской области655770537768827986299178981410410
Районы, приравненные к Крайнему Северу671372489274991310417111091187912652
В целом по Республики Бурятия67667292730178618263865992599654
Районы, приравненные к Крайнему Северу67667292730178618263865992599654

Примечание: 1 — на душу населения; 2 — для трудоспособного населения.

Как отметил уполномоченный по правам человека в Иркутской области В. Лукин, «потребовалось 13 лет, чтобы донести актуальность проблемы до федерального законодателя».

В Республике Бурятия потребительская корзина и исчисление ПМ до сих пор остаются едиными для всей территории, что приводит к неравенству по условиям жизнеобеспечения северян и ущемлению их прав.

С 1 января 2014 г. часть потребительской корзины, которая относится к непродовольственным товарам и услугам, стала определяться в соотношении со стоимостью продуктов питания. Все субъекты РФ распределены на три зоны: с теплым; умеренным; холодным и резко континентальным климатом. Рассматриваемые нами субъекты относятся к последней зоне, где рекомендуемое соотношение 50 — 60%, но региональные власти имели право его корректировать. Так, в Иркутской области для северных районов оно было установлено на уровне 60% (непродовольственные товары) и 55% (услуги), в Красноярском крае и Республике Бурятия — 50%. Удивляет то, что в Красноярском крае стоимость услуг на северных территориях оказалась на 10% ниже, чем на южных. А ведь именно на оплату услуг ЖКХ вместе с покупкой продуктов питания у большинства респондентов уходит вся заработная плата.

Парадоксальная ситуация складывается и при анализе региональных законов о потребительской корзине всех субъектов РФ. Так, в 12 субъектах, расположенных в зоне с теплым климатом, соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг продуктов питания (рекомендовано на уровне 40 — 50%) в девяти субъектах составляет 50%; Кабардино-Балкарской Республике -50 — 55%, в Краснодарском крае и Ростовской области — 50 — 60%, как и в районах, приравненных к Крайнему Северу; в зоне с умеренным климатом соотношение варьирует в рекомендуемом диапазоне 45 — 55% (по услугам отличились три субъекта: Московская и Самарская области, г. Москва (от 55 до 127%)).

При установлении прожиточного минимума региональные министерства используют данные об уровне потребительских цен. К примеру, первые расчеты ПМ производились на основе данных Госкомстата РФ, отслеживаемых в каждом административном районе и городах (ныне — муниципальные районы (образования) и городские округа). С принятием методологических положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги мониторинг цен стал проводиться в городах-представителях, на рассматриваемой территории — это Лесосибирск (Красноярский край), Братск, Усть-Илимск (Иркутская область), Северобайкальск (Республика Бурятия). Стоит отметить, что на северных территориях одним из ведущих географических барьеров, наряду с природно-климатическими условиями, становится ограничение транспортной доступности, недоучет которой приводит к искажению сложившихся фактических цен, учитываемых при исчислении ПМ. К примеру, в Иркутской области Братск и Усть-Илимск имеют хорошую транспортную доступность (автомобильный, железнодорожный транспорт) и располагаются в непосредственной близости друг от друга (коэффициент отдаленности — 1,1). Игнорирование районов с более высоким коэффициентом отдаленности (например, Киренский — 1,6) ущемляет права проживающих там граждан. Аналогичная ситуация складывается и в Республике Бурятия. Цены на продукты питания в шт. Таксимо (Муйский район), по экспедиционным данным, в 1,5 раза отличались от г. Улан-Удэ, тогда как в Северобайкальске и Улан-Удэ — только в 1,2 раза.

Иная ситуация сложилась в Красноярском крае, где для двух северных групп территорий (1-я группа — районы Крайнего Севера и 2-я — местности, приравненные к ним) сохранилась не только практика определения величины ПМ для каждого муниципального района и городского округа, но и был введен коэффициент дифференциации (отклонение более чем на 5% стоимости потребительской корзины в соответствующем муниципальном образовании от стоимости, наблюдаемой в городах Норильск (1-я группа) и Лесосибирск (2-я). В результате заметны различия в величинах ПМ в рассматриваемых северных районах с одинаковыми природно-климатическими условиями (см. табл. 1).

Источник: В. Н. ВЕСЕЛОВА Особенности реализации социальной защиты населения (на примере северных районов Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия) // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, №12, Декабрь 2016, C.112-122 Развитие северных территорий России: проблема сокращения численности населения На протяжении более 20 лет актуальной потребностью населения северных территорий нашей страны остается проведение справедливой социальной политики государства. ​Падение реальных доходов в России в 2015 году Обнищание населения России и необходимость нового социального критерия оценки уровня жизни «Старый» и «новый» средний класс в России Критерии определения среднего класса Марксизм и средний класс Миллиардеры Китая Рост человека как показатель его уровня жизни Неравенство трудовых доходов в развитых странах

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *