​Драйвер роста экономики применительно к промышленности

В современной экономической литературе существуют разные толкования понятия «драйвер роста». В ряде работ этот термин выступает синонимом понятий «источник роста», «точка роста», «локомотив роста». В других работах подчеркивается отличие между «точкой роста» (источником, подающим «импульс роста») и «драйвером роста» (механизмом, обеспечивающим связь между источником роста и экономической системой). Мы будем использовать понятие «драйвер роста» во втором значении. Для нас представляют интерес те драйверы роста, которые применимы именно к промышленности как источнику роста.

«Импульс роста», заданный притоком доходов в отдельный сектор экономики, может быть распространен на другие с помощью нескольких механизмов (рис. 1). В секторах, включенных в промышленные производственные цепочки, импульсы роста в первую очередь распространяются на компании, относящиеся к «соседним» звеньям цепочки, а также на смежные компании — промышленные потребители, для которых распространение такого импульса роста связано с обеспеченностью необходимой продукцией (приемлемой по качеству и цене) для переработки или собственного потребления. Импульс роста также распространяется на поставщиков материалов, оборудования, технологий, услуг, поскольку на их продукцию возникает дополнительный спрос. Действие этих двух драйверов роста в дальнейшем распространяется на более широкий круг компаний посредством мультипликативных процессов.

Рис. 1. Драйверы роста экономики в результате притока доходов в отдельной промышленной отрасли — источнике роста

Кроме того, увеличение доходов может быть распространено через потребительский спрос сотрудников компаний растущего сектора экономики, а также через механизм перераспределения доходов через госбюджет, заключающийся в осуществлении бюджетных расходов (социальных, инвестиционных и т. д.) за счет более высоких налоговых и иных обязательных отчислений данного сектора. Последние два механизма также оказывают влияние на состояние компаний других секторов, однако это происходит через «посредничество» определенных групп потребителей или госструктур. Результативность каждого из этих механизмов определяется различными факторами. Так, распространение импульса роста на покупателей и поставщиков зависит от того, какую роль в экономике играют покупатели и поставщики компаний-источников роста, являются ли они отечественными. Результативность распространения роста через доходы персонала компаний зависит от численности занятых и уровня заработной платы в компаниях растущего сектора, бюджетного перераспределения — от величины налоговой нагрузки, структуры расходов бюджета и др.

Источник: В. Ю. КОНОНОВА, С. М. ЗАВЕРСКИЙ Может ли нефтегазовый сектор стать источником роста российской экономики? // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, №12, Декабрь 2016, C.48-65 Критика экспортно-сырьевого типа роста Приоритетные отрасли развития экономики России после кризиса 2014 года Что определяет развитие экономики России Cтратегия роста Cтолыпинского клуба Чистый экспорт в России Типы общественного воспроизводства: количественый и качественный аспекты Относительная и абсолютная интенсификация Проблема оценки государственной экономической политики Как добиться экономического роста в России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *