Индекс глобализации

Факторы глобализации

Новая эпоха отличается не только масштабами географического охвата и влияния глобальных факторов на участников рынка, она сопровождается существенными переменами в поведении потребителей и падением эффективности маркетинговых стратегий, опирающихся на классический подход к поведению потребителей.

Можно выделить следующие факторы глобальной маркетинговой среды, обусловливающие перемены в поведении потребителей:

  • высокие темпы глобализации мировых рынков;
  • межкультурное проникновение и кросс-культурная перспектива;
  • развитие инновационной деятельности и доступность современных технологий производства товаров по всему миру;
  • распространение систем менеджмента качества;
  • распространение Интернета, развитие новых информационных технологий и доступность мобильных средств коммуникации;
  • быстрые перемены в социально-экономической среде;
  • развитие сетевой торговли, логистических центров и внедрение эффективных систем распределения товаров;
  • и т.п.

Факторы глобальной маркетинговой среды динамичны, взаимосвязаны, взаимообусловлены. При этом важно понимание степени вовлеченности в глобализацию

отдельно взятой страны, регионов мира и т.п., чтобы оценивать уровень влияния этого процесса на различные стороны общественной жизни, в том числе на поведение российских потребителей и покупателей.

KOF-индекс глобализации

Для оценки процессов глобализации предлагается большое количество различных измерителей (KFP-индекс глобализации; KOF-индекс глобализации; CSGR-индекс глобализации; социологический индекс глобализации Global Index; индекс глобализации «Эрнст энд Янг» и EconomistIntelligenceUnit; индексы CEIP, GIndex, MGIи NGI), из которых многие исследователи останавливают свой выбор на KOF-индексе глобализации, предложенном Федеральной политехнической школой Цюриха.

Результаты анализа данных Центра конъюнктурных исследований Федеральной политехнической школы Цюриха по KOF-индексу свидетельствуют о том, что в целом процесс глобализации продолжается, хотя наблюдается некоторое замедление начиная с 2007 г. (рис. 1).

Неравномерность процесса глобализации

Процесс развития глобализации протекает неравномерно на отдельных континентах и странах, о чем свидетельствует анализ KOF-индекса (рис. 2).

Как видно из рис. 2, на большинстве континентов процесс глобализации протекает достаточно высокими темпами, тогда как в Европе этот процесс существенно замедлился. Подобная тенденция обусловлена мероприятиями ЕС по сдерживанию проникновения Китая и развивающихся экономик на свои рынки и действиями США по сохранению господствующих позиций в глобальной экономике и усилению влияния на экономику отдельных регионов. В частности, США создает TTIP (Transatlantic Tradeand Investment Partnership / Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство), TPP (Trans-Pacific Partnership / Транстихоокеанское партнерство) и иные ассоциации.

Замедление темпов глобализации не означает ее прекращения. Как отмечается в Декларации тысячелетия ООН, глобализация – это неизбежное явление в истории человечества, способствующее сближению людей во всем мире через обмен товарами и продукцией, информацией и достижениями науки и культуры.

Анализ процесса глобализации в разрезе отдельных стран показывает, что этот процесс также протекает неоднозначно: одни страны демонстрируют замедление темпов глобализации или ее падение, в других же странах, наоборот, этот процесс набирает обороты (рис. 3).

Из рис. 3 видно, что в целом процесс глобализации продолжается. В основном это происходит за счет развивающихся экономик, в том числе России. Развитые экономики способствуют замедлению. Подобная тенденция не означает остановку процесса глобализации, а указывает на временное замедление темпов его развития. Также это объясняется тем, что некоторые страны исчерпали свой потенциал для проникновения в глобальное пространство по сравнению с новыми участниками глобального рынка.

KOF-индексы для России

В табл. 1 представлены отдельные KOF-индексы процесса глобализации России в контексте мировых тенденций.

Как видно из табл. 1, вовлечение РФ в мировой процесс глобализации по многим направлениям происходит существенно быстрее, чем в среднем по миру. В частности, социальный, культурный, политический и информационный KOF-индексы опережают среднемировые значения.

Критика индексов

По мнению авторов статьи, индексы глобализации, предлагаемые в научной литературе и широко используемые на практике, не учитывают особенности механизмов и путей глобализации, специфические факторы развития глобализации, характерные для отдельных стран и регионов. Индекс экономической глобализации, который опирается только на данные о торговле (% от ВВП), иностранные прямые инвестиции (% от ВВП), портфельные инвестиции (% от ВВП), барьеры на импорт, средний уровень тарифов и т.п., не способствует пониманию многообразия и глубины экономических связей между странами и регионами, не позволяет делать выводы о том, как экономическая интеграция стран и регионов повлияет на потребительское поведение населения различных стран. В частности, трудно согласиться с тем, что Япония или Германия, у которых индекс экономической глобализации по KOF в 2014 г. составил 45 и 66 соответственно (табл. 2), хуже интегрированы в мировую экономику или имеют более слабые экономические связи по сравнению с Канадой (76), Финляндией (85,5) или Украиной (65,7) и Катаром (80). Отдельные недостатки измерителей глобализации отмечают также ряд зарубежных авторов.

Индексы глобализации стали бы более корректными, если бы при расчете учитывалось количество стран, компаний или отраслей деятельности, вовлеченных в инвестиционный процесс, участвующих в торговом обороте.

Кроме того, KOF-индекс культурной глобализации, который рассчитывается на основе данных о количестве ресторанов McDonald’s и предприятий компании ИКЕА в стране на душу населения, о торговле книгами в процентах к ВВП, также вызывают сомнения с точки зрения полноценности измерителей. По мнению авторов, эти индикаторы способны показывать то, насколько люди придерживаются американского и европейского потребительского поведения. Однако отсутствие ресторанов McDonald’s и предприятий ИКЕА не означает, что страна не вовлечена в глобальный культурный процесс. В частности, в России быстрыми темпами увеличивается количество предприятий массового питания, предлагающих восточную культуру питания (японскую, китайскую, корейскую, индийскую и т.п.).

Источник: Рамазанов И.А., Шальнова О.А., Швайко В.В. ОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ РЫНКОВ И НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Маркетинг в России и за рубежом, 2017, № 2 Влияние глобализации на экономику стран мира Этапы развития глобализации Динамика ВВП стран мира в национальной валюте Проблема роста государственного долга стран мира Мировой инновационный индекс 2015 Глобальный долг в мире в 2000-2014 гг. Прогноз роста мировой экономики и ряда стран в 2015 — 2019 гг. Показатели стран, совершивших «экономическое чудо» Доля инвестиций в основной капитал в ВВП стран мира

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *