Регулирование недропользования в РФ

Решение задачи по доразведке и эксплуатации недр отводится, в основном, бизнесу при регулирующей роли государства. Практические инструменты воздействия (прямого и косвенного характера) государства на бизнес различны: лицензирование, налоговая политика, реформирование системы субсидий, организация зон с особыми режимами предпринимательской деятельности, совершенствование экологических норм, государственная экологическая экспертиза крупных инфраструктурных проектов и др. Важно, какие цели ставит перед собой государство и как отслеживает результативность при достижении этих целей. В настоящее время совершенствуется законодательная база государственно-частного партнерства в недропользовании, где необходимо учесть вопросы, возникающие в ходе практических сделок государства и бизнеса.

Например, в январе 2017 г. состоялся аукцион на крупнейшее в мире золоторудное месторождение Сухой Лог. Это неординарное событие в недропользовании России, хотя наша страна богата уникальными месторождениями полезных ископаемых мирового уровня.

По российской классификации балансовые запасы Сухого Лога составляют 1943 т золота и 1533 т серебра, забалансовые — еще 741 т золота. Многолетние исследования, выполненные различными организациями, показывают высокую экономическую эффективность его освоения: более 80% запасов могут быть отработаны сравнительно экономичным открытым способом. Однако лицензионные документы не учитывают присутствие в рудах месторождения металлов платиновой группы (платина, палладий и др.). Утвержденных запасов металлов платиновой группы в Иркутской области нет по причине отсутствия оценки и слабой изученности перспективных объектов. По данным иркутских геологов, содержание платины в рудах Сухого Лога колеблется по опробованным скважинам от 1,2 до 2,42 г/т на мощность 46-90 м.

Аукцион на уникальное месторождение прошел подозрительно быстро, был сделан всего один шаг, в результате которого цена возросла лишь на 10% — с 8,55 млрд. руб. до 9,406 млрд. руб. (около 160 млн. долл. США). Победила совместная компания ООО «СЛ-Золото», объединившая ПАО «Полюс» (51%) и ГК «Ростех» (49%). СП зарегистрировано в Красноярске. По сообщению министра природных ресурсов и экологии Иркутской области А. В. Крючкова на брифинге 27.01.2017 г., в результате разработки месторождения будет создано крупное производство по добыче 56-60 т золота в год (сейчас в Иркутской области добывается 22 т золота — шестое место в стране). При среднем курсе грамма золота в Центробанке РФ за период 14.02.2017-17.03.2017, составляющем 2288 руб./г [8], ежегодную отдачу месторождения для страны только по золоту можно оценить в сумму около 130 млрд. руб.

Также в СМИ прошла информация, что «Полюс» выкупит у госкорпорации 23,9% акций в СП за 141 млн. долл., увеличив свою долю до 74,9%, после чего доля «Ростеха» в совместной компании уменьшится до 25,1%, и фактическим владельцем месторождения может стать ПАО «Полюс».

ПАО «Полюс» — крупнейший производитель золота в России и одна из десяти ведущих глобальных золотодобывающих компаний — принадлежит сыну С. Керимова. В 2016 г. компания произвела 61,2 т золота (более четверти добычи страны). Себестоимость производства золота — одна из самых низких в мире (сведения с официального сайта компании). Необходимые затраты для освоения месторождения Сухой Лог оцениваются экспертами примерно в 100 млрд. руб.

Владелец Сухого Лога планирует в ближайшие 3-4 года провести дополнительные разведочные работы в расчете на значительный прирост запасов по золоту, серебру и другим видам сырья, а также подготовить технико-экономическое обоснование проекта освоения месторождения с привлечением международных отраслевых и технических консультантов [9].

Представляется вполне обоснованным сообщение министра природных ресурсов и экологии России С. Е. Донского о том, что структуры, входящие в «Росгеологию», потенциально могут быть привлечены для доразведки этого месторождения.

По поводу аукциона у специалистов возникает множество вопросов. Какие задачи ставило перед собой государство, передавая стратегический объект по заниженной стоимости? Чем определяется цена грамма, унции или тонны запасов полезных ископаемых при выставлении на торги их владельцем — государством? Какую долю налоговых поступлений получит Иркутская область? Была ли рассмотрена хотя бы ориентировочная программа социально-экономических преобразований и экологической безопасности Бодайбинского района Иркутской области в результате освоения месторождения? Можно ли распродавать уникальные ресурсы страны так же легко, как рядовое месторождение стройматериалов?

Поэтому 13 марта 2017 г. некоммерческая организация «Национальный экологический фонд» подала в Арбитражный суд Москвы иск к «Роснедрам» и ООО «СЛ-Золото»; претензии истца связаны со стоимостью лицензии на Сухой Лог. Многие эксперты обоснованно считают, что государство упустило свою выгоду, так как уникальные по величине запасы этого месторождения учтены не в полной мере.

Государство как рачительный хозяин должно выстраивать диалог с бизнесом, защищая интересы всего населения страны и регионов и в то же время учитывая интересы бизнеса. Для этого потребуется государственно-частное партнерство на основе взаимного доверия и информационной открытости. Деятельность государства в сфере недропользования должна оцениваться комплексом социально-экономических параметров (объемы налоговых и иных поступлений от отрасли в федеральный и региональный бюджеты, уровень занятости, развитие социальной инфраструктуры района добычи полезных ископаемых, влияние на другие секторы региональной экономики, применение доступных экологически безопасных технологий и, как следствие, рост качества жизни населения). Особенно это важно для Сибири и Дальнего Востока, где депопуляция населения до сих пор является одной из главных социально-экономических проблем.

В каждом крупном минерально-сырьевом проекте должна присутствовать понятная и доступная «социальная программа», с краткой характеристикой тех преимуществ, которые принесет данный проект населению региона, и описанием экологических рисков, которые компания-недропользователь обязана нейтрализовать. Должны быть отражены перспективы организации обслуживающих и перерабатывающих производств в данном регионе на базе продукции и инфраструктуры основной компании. То есть нужно что-то вроде обязательной яркой суперобложки для многотомного специализированного издания. Понятное направление деятельности недропользователей послужит осознанному движению рабочей силы, а также поможет общественному контролю.

Согласно Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения недрами и другими природными ресурсами, а также охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В целях устойчивого развития всех регионов, особенно так называемых сырьевых, обладающих нерядовыми запасами минеральных ресурсов, необходима передача преимущественной по степени влияния части государственных полномочий по регулированию проведения геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы на региональный и муниципальный уровни. Причем это касается абсолютно всех полезных ископаемых, а не только общераспространенных. Существующая практика заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между админис трациями субъектов Федерации и крупнейшими компаниями-недропользователями ставит регионы в неравноправное положение, в частности, в сфере выработки стратегии освоения минерально-сырьевого комплекса. Но именно регион обязан справляться со всеми экологическими, экономическими и социальными последствиями деятельности недропользователей — слишком велик негативный опыт разрушения моногородов и монопоселков после остановки градообразующих предприятий.

Целесообразны предоставление субъектам РФ и муниципальным образованиям больших прав в сфере регулирования отношений недропользования, расширение сферы применения гражданско-правовых отношений и создание стимулов для работы малого и среднего бизнеса в этой отрасли. Конечно, это касается и легитимизации механизмов получения регионами и муниципалитетами части доходов рентного характера.

Как показывает опыт, главными субъектами недропользования в Байкальском регионе являются крупнейшие вертикально интегрированные компании, которые практически без конкуренции становятся собственниками уникальных месторождений. Задача государства — организовать при этих гигантах систему обслуживающих и перерабатывающих производств с привлечением регионального малого и среднего бизнеса. Необходимы, прежде всего, меры стимулирующего характера, чтобы крупные предприятия «делились» своей инфраструктурой и устанавливали производственные отношения с предприятиями-резидентами данного региона. Для новых, входящих в этот сегмент небольших компаний также целесообразно законодательно гарантировать возможность использования перерабатывающих мощностей и транспортной инфраструктуры крупных компаний.

Например, в интересах Иркутской области было принято решение о создании газопровода-отвода Ковыкта — Саянск — Иркутск (в рамках проекта ПАО «Газпром» «Сила Сибири»). Создание газопроводной структуры позволит не только решить проблемы газификации производства и жилищно-коммунальной сферы области, но и даст мощный импульс развитию инновационных производств с привлечением науки и высококвалифицированных кадров, в частности, предприятий средне-, мало- и микротоннажной химии, выпускающих сравнительно небольшие объемы новых химических веществ, продуктов, материалов, реактивов, ассортимент которых растет с каждым годом.

Наличие доступной газопроводной инфраструктуры позволит интенсифицировать подготовку промышленных запасов газа на юге Иркутской области, что будет способствовать вовлечению в отрасль средних и мелких предприятий.

Для освоения Сухого Лога необходимо дополнительно около 50 мВт электроэнергии. Строительство карьера и ГОКа потребует огромного количества техники, материалов и, как следствие, развития дорожной инфраструктуры, привлечения к работе речного флота на р. Витиме. Специальная и общая инфраструктура сможет обеспечить многочисленных мелких недропользователей Бодайбинского района, добывающих россыпное золото, в том числе из техногенных россыпей. Также существует устойчивый спрос на новые золоторудные объекты со стороны как крупных, так и мелких добывающих предприятий.

Особого внимания требует программа развития социальной инфраструктуры и на месте добычи, и в районном центре г. Бодайбо. В настоящее время, на начальном этапе освоения Сухого Лога, государство в лице государственного акционера, представителей федеральных и региональных органов власти должно обозначить свою программу освоения и модернизации основного золотодобывающего района Иркутской области. Следует отметить, что освоение Сухого Лога выведет Иркутскую область на первое место по золотодобыче в РФ.

Примеры освоения крупнейших месторождений демонстрируют двойственную роль государства как субъекта государственной политики, призванного регулировать процессы освоения недр во благо общества, и как собственника, заинтересованного в максимальной отдаче вложенного капитала. Сущностной и постоянной функцией государства является регулирование экономической жизни страны. Создавая необходимые, а иногда и привилегированные условия для функционирования фирм с государственным участием, оно должно возлагать на них различные «обременения», прежде всего социальные.

Источник: М. И. КУЗЬМИН, А. Н. КУЗНЕЦОВА О роли государства в развитии геологической отрасли // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2017, C. 64-82 Роль геологии в развитии нефтяной промышленности Финансирование геологоразведочных работ в России: роль государства Минерально-сырьевая база России: перспективы развития Добыча газа в США: история регулирования отрасли Газовая отрасль США формировалась в течение многих десятилетий. Особенности прав собственности на природные ресурсы Природные ресурсы, как юридический термин Природный объект, как экономический термин Экология, как экономический термин Природная рента в России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *