Роль геологии в развитии нефтяной промышленности

Вопрос о роли государства в развитии конкретной отрасли — это лишь небольшая часть более общего вопроса о роли государства в экономическом развитии страны. Выяснение этой роли относится к наиболее острым и дискуссионным направлениям современной экономической теории, особенно в последние годы, когда кризисные явления в российской экономике приобрели периодический и затяжной характер.

Государство присутствует в любой рыночной экономике, выполняя целеполагающие, регулятивные, инвестиционные функции. Вопрос в том, какие цели оно реализует, на основе каких конкретных форм и методов, в каких сферах и до каких пределов, какие применяются индикаторы эффективности и результативности государственного участия в социально-экономическом развитии страны.

В современных реалиях минерально-сырьевой комплекс был и будет на протяжении еще многих лет оставаться основой экономического потенциала России. В работе Е. А. Козловского верно было отмечено, что «отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведет к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира». Поэтому целесообразно рассмотреть некоторые аспекты развития геологической науки и практики в жизни нашей страны.

Перед государством в сфере геологии стоят две масштабные задачи:

1) общегеологическое изучение территории суши и шельфа страны, дна Мирового океана;

2) поддержание объемов запасов, ресурсов полезных ископаемых и структуры минерально-сырьевой базы страны в соответствии с намеченными объемами добычи.

В XX веке, до перехода к рынку, государственная геологическая отрасль решала глобальные задачи исследования и развития малоосвоенных регионов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, формируя новые промышленные центры на базе открытых месторождений. «За нами встают города», — говорили геологи. Опережающая подготовка минерально-сырьевой базы позволила провести индустриализацию СССР и обеспечить достойный уровень социально-экономического развития страны.

К началу XXI в. сырьевая база России оказалась значительно истощенной, а геологическое производство сократилось примерно в четыре раза. В 1991 г. было упразднено Министерство геологии СССР, затем вместо него появилось Министерство экологии и природных ресурсов. Таким образом, в структуре государственного управления проблемы глобальной и региональной геологии были выведены из числа приоритетных.

Прибыльность добычи и экспорта стратегического минерального сырья делает этот сектор недропользования чрезвычайно притягательным для частного бизнеса. Сформировавшееся в геологии частно-государственное партнерство характеризуется рядом проблем в сфере комплексности и стадийной сбалансированности геологоразведочных работ. Так, в настоящее время около 10% их совокупного финансирования обеспечивает федеральный бюджет, а 90% средств и практически все воспроизводство запасов — инвестиции компаний-недропользователей.

Наиболее привлекательными для компаний, осуществляющих геологоразведку в России, остаются работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы благородных металлов и алмазов. В 2006-2011 гг. на это направление приходилось не менее двух третей суммарного финансирования этой отрасли в стране.

Как отмечено в резолюции VIII Всероссийского съезда геологов (2016 г.), в настоящее время «усиливается тенденция к исчерпанию запасов месторождений богатых и легкообогатимых руд в традиционных центрах добычи. Растет доля запасов трудноизвлекаемой нефти и жирного природного газа. Ощущается острый дефицит экономически эффективных запасов урана, марганцевых и хромовых руд, бокситов и некоторых других стратегических полезных ископаемых. …Потенциал прироста запасов на осваиваемых и подготавливаемых к освоению месторождениях в значительной мере исчерпан, а потенциал открытия и прироста запасов на новых месторождениях не реализуется ввиду низких объемов финансирования геологоразведочных работ (ГРР) ранних стадий».

По мнению многих специалистов, при инерционном развитии геологической отрасли уже в ближайшие годы даже простое воспроизводство минерально-сырьевой базы станет невозможным, что приведет к падению объемов добычи минерального сырья. Если не принять срочные меры, то уже к 2020 г. появятся ощутимые, а к 2030 г. — практически непоправимые угрозы экономической безопасности, снизится конкурентоспособность на мировых рынках сырья, хотя в недрах страны есть огромные ресурсы полезных ископаемых, рентабельная разработка которых требует новых технологий и подходов.

Все это говорит о необходимости масштабного увеличения геологоразведочных работ, научных исследований в геологии, создания инноваций в сфере технологий и приборного обеспечения, совершенствования правовых норм и механизмов функционирования предприятий различных форм собственности.

Источник: М. И. КУЗЬМИН, А. Н. КУЗНЕЦОВА О роли государства в развитии геологической отрасли // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2017, C. 64-82 Минерально-сырьевая база России: перспективы развития Финансирование геологоразведочных работ в России: роль государства Регулирование недропользования в РФ Как изменить экономику России и избавиться от «ресурсного проклятия» Особенности прав собственности на природные ресурсы Природные ресурсы, как юридический термин Природный объект, как экономический термин Экология, как экономический термин Природная рента в России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *