Экономическая политика России

По нашему мнению, необходим более широкий взгляд на монетарную политику как инструмент регулирования экономического роста. Увеличение предложения денег ведет к уменьшению процентных ставок. Низкие процентные ставки стимулируют рост инвестиций в основной капитал, что приводит к ускорению темпов его обновления и прироста, которое является важнейшим фактором, определяющим экономическую динамику в среднесрочном и долгосрочном планах. В этом смысле кредитно-денежная политика — инструмент не только оперативного регулирования экономической динамики, но и важнейший мост, соединяющий краткосрочное оживление экономики с ее долгосрочным ростом.

Рост инвестиций и связанный с ним приток новых технологий в производство позволяют поднять производительность труда и обеспечить увеличение производства при том же равновесном уровне занятости (занятости при естественной норме безработицы). Вся экономическая система переходит на новый уровень развития, пусть и с несколько большей инфляцией.

Приведенные выше рассуждения позволяют сделать вывод о том, что излишне жесткая кредитно-денежная политика приводит не только к краткосрочным негативным результатам, но и отрицательно влияет на экономический рост в будущем.

Аналогичные рассуждения можно привести и относительно фискальной политики в части увеличения государственных расходов.

В макроэкономической теории последствия роста государственных расходов также часто трактуются как краткосрочное оживление экономики. Затем производство возвращается к исходному уровню с большей инфляцией.

Здесь, по нашему мнению, также следует обратить внимание на возможные долгосрочные последствия роста части государственных расходов: на науку, образование, культуру, здравоохранение, которые являются инвестициями в человеческий капитал. Да, эти затраты могут оживить экономический рост в ближайшей перспективе через увеличение спроса, например, на потребительские товары и услуги, оборудование для научных учреждений и т. д. Но качество человеческого капитала, которое возрастает вместе с увеличением государственных расходов на вышеупомянутые цели, оказывается решающим фактором экономического роста в долгосрочном плане. Люди с их навыками и знаниями генерируют новые технологии, которые позволяют повысить эффективность производства и выпускать больше продукции при том же объеме трудовых ресурсов. Экономическая система переходит на качественно новый уровень экономического развития.

Возвращаясь к итогам экономического развития России за последние два года, необходимо сказать, что, к сожалению, в период кризиса доля расходов на образование и науку в консолидированном бюджете России сократилась: на гражданскую науку — с 2,6% в 2013 г. до 1,9% в 2016 г., а на образование — с 11,4% в 2013 г. до 10,2% в 2015 г.

По нашему мнению, экономическая политика, в том числе фискальная, в целом в период 2014-2016 гг. была весьма далека от оптимальной. Порожденная ею инвестиционная пауза последних лет и снижение доли государственных расходов на науку и образование, мягко говоря, не содействовали стабильному росту российской экономики в долгосрочном плане.

Источник: А. О. БАРАНОВ Об искусстве компромисса между целями экономической политики в свете кризиса в России в 2015-2016 годах // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2017, C. 49-63 Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации России Критика государственной программы развития сельского хозяйства 2013-2020 гг. Влияние санкций и снижения цен на нефть на экономику России ​Агентство PEMANDU в Малазии Основные концепции нового экономического курса России: стимулирующая и стабилизационная Угрозы экономической безопасности России Проблема оценки государственной экономической политики Необходимость в научной обоснованности экономической политики государства Виды экономических программ государства

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *