Проблемы сбалансированности государственного бюджета России (2016-2017)

К сожалению, в 2016 г. усугубились проблемы сбалансированности бюджета, обусловленные низкими ценами на нефть и экономическим спадом.

По данным Минфина РФ, исполнение основных показателей федерального бюджета за 2016 г. составило:

— объем поступивших доходов — 13,451 трлн руб. (16,1% ВВП);

— расходы — 16,427 трлн руб. (19,6% ВВП);

— дефицит — (-) 2976 млрд. руб., или примерно 3,5% ВВП России (в 2015 г. — 2,4%).

Необходимо отметить, что в связи со снижением доходов бюджета из-за падения производства и низкого уровня цен на энергоносители на мировом рынке в 2016 г. для финансирования дефицита федерального бюджета продолжилось использование средств Резервного фонда РФ в размере примерно 3,7 трлн руб. (рис. 3). В целом Резервный фонд сократился — с 5,9 трлн руб. в начале 2015 г. до примерно 1 трлн руб. на 1 января 2017 г. Без пополнения при таком темпе использования Резервный фонд РФ будет полностью израсходован до середины 2017 г.

Источник: данные Минфина РФ.

Рис. 3. Динамика объемов средств Резервного фонда России в 2014-2017 гг. (на 1 января), млрд. руб.

В феврале-марте 2015 г. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации средства Фонда национального благосостояния были размещены в ценные бумаги, связанные с реализацией проектов, предусмотренных Перечнем самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2013 г. N 2044-р.). Средства были направлены на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, а также модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

По состоянию на 1 января 2017 г. объем средств Фонда национального благосостояния РФ составлял 4359 млрд. руб. (рис. 4). Основные причины изменения величины этого фонда в 2016 г. были связаны с колебаниями обменного курса рубля. Совокупный объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на 1 января 2017 г. составлял примерно 5,4 трлн руб. (около 6,2% от ВВП 2016 г.).

Источник: данные Минфина РФ.

Рис. 4. Динамика объемов средств Фонда национального благосостояния России в 2014-201 гг. (на 1 января), млрд. руб.

Источник: А. О. БАРАНОВ Об искусстве компромисса между целями экономической политики в свете кризиса в России в 2015-2016 годах // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2017, C. 49-63 Специфика федерального бюджета России 2016 года Деформация планового начала в бюджетном процессе РФ Недостатки проектов федерального бюджета, имеющих трехлетний формат Критика российского капитализма Обнищание населения России и необходимость нового социального критерия оценки уровня жизни Деиндустриализация экономики России Реиндустриализация российской экономики Специфика реиндустриализации российской экономики Уровни стратегического планирования в Федеральном законе N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *