Макс Вебер считал, что целесообразный и рациональный типы человеческой деятельности, поведения, характерные для эпохи капитализма, постепенно вытесняющие традиционный и аффектированный типы, есть прогресс в духовной жизни общества, и именно они определили научный, технологический и социальный прогресс в целом. По его мнению, именно такой тип человека, появление которого он связывал с распространением протестантизма, позволил Европе занять ее нынешнее место в мире. Но для Шпенглера рационализм — это свидетельство и причина упадка, поскольку время подменяется пространством, а качество — количеством. Сознание становится механистичным, оперирующим только понятиями средства и цели. Он писал: «Направление есть жизнь, цель — смерть» [С. 479].

С рационализмом тесно связан скептицизм. Шпенглер убежден, что он является неотъемлемым атрибутом зрелой цивилизации, поскольку ставит под сомнение все достижения прошлого и, тем самым, критикует картину мира предшествующей культуры. В основе скептицизма, по его словам, лежит убеждение, что все, что есть, прошло процесс формирования, и что в самой основе всего реального и познаваемого лежит нечто историческое. Другими словами, скептицизм по Шпенглеру тесно связан с историцизмом. Вопрос о том, могут ли наука, искусство или политика развиваться без скептицизма, его не интересует.

Религия для Шпенглера — важнейший элемент и квинтэссенция культуры. Поэтому распространение атеизма является таким же признаком упадка культуры, как и бездетные браки, переселение в город, распад сословного общества, изменение отношения индивидуума к государству и т. п. Именно с атеизмом, который он видел в учениях Конфуция или Будды, Шпенглер связывает упадок этих великих азиатских культур. Действительно, как показал Л. Н. Гумилев, с точки зрения западного наблюдателя, конфуцианство и буддизм очень близки к атеизму. Но все-таки они являются религией, подобно тому как марксизм стал своеобразной светской религией в СССР. Сейчас очень трудно говорить об упадке культуры, утрате динамизма в развитии Китая, Индии или Японии.

Многократно показано, что Европа и Запад в целом стали тем, чем они стали, благодаря инновациям в различных областях, от изобразительного искусства, литературы, и государственного устройства до науки, технологий и военного дела. Именно инновации позволили некоторым европейским странам достичь невиданного в мировой истории прорыва в экономической и социальной сферах. Разумеется, это движение само по себе создавало проблемы, но они так или иначе решались, иногда путем войн и революций, иногда — компромиссов и реформ. Но Шпенглер видел в этом «созидательном разрушении» после 1800 г. лишь негативную сторону.

Источник: В. И. КЛИСТОРИН К столетию падения Запада и заката Европы // Источник ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 162-177 Идеи Шпенглера Кратко о книге О. Шпенглера «Закат Европы» Шпенглер о мировом городе Причины империализма по Шпенглеру Социализм по Шпенглеру Сбылся ли прогноз Шпенглера? Шпенглер о культуре России Политика по Шпенглеру Причины рационального поведения людей Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности.

User Review
    Comments Rating 0 (0 reviews)