Критерии определения среднего класса

Несмотря на все сложности идентификации среднего класса/ средних слоев, а также несмотря на известные различия в подходах, в современных исследованиях сложилось таки более или менее определенное представление об этом элементе социальной структуры российского общества. Представление это по-прежнему во многом противоречиво и размыто. В частности, к среднему классу до сих пор, как и в конце 1990-х гг., относят «научных и инженерно-технических работников, управленческий, административный персонал, не занимающий высоких постов, работающую по найму интеллигенцию, городских и сельских мелких собственников, в том числе большую часть крестьянства и фермерства, рабочих высокой квалификации, работников сферы обслуживания и др.»

Ученые Института социологии РАН, признавая все существенные отличия российского среднего класса от среднего класса Западной Европы и США (в особенности по количественным характеристикам — уровню доходов, имуществу и др.), тем не менее утверждают, что массовый средний класс в стране существует. Об этом свидетельствуют многочисленные эмпирические исследования и широта научных интересов исследователей. Исследовательская группа ИС РАН занимается изучением следующих проблем: социально-профессиональный портрет и квалификационные характеристики среднего класса, специфика самоидентификации и социального самочувствия городского среднего класса, воспроизводство человеческого капитала, особенности экономического сознания и поведения, имущественные характеристики и стандарты потребления, специфика досуга, мировоззрение и ценности, морально-нравственные ориентации, динамика политических предпочтений и политического участия, социальная мобильность, запрос среднего класса к государственной социально-экономической политике и многие другие актуальные вопросы.

В 2003 г. ученые Института социологии РАН выработали наиболее четкие критерии выделения среднего класса в российском обществе, на основании использования которых и в настоящее время проводятся сравнительные исследования. Для проведения эмпирических исследований, посвященных проблеме среднего класса, было решено использовать сочетание различных критериев — как объективных, так и субъективных. При этом отмечалось, что субъективные критерии выделения среднего класса необходимо дополнить данными объективного порядка. Итак, самооценка человеком своего положения в обществе была дополнена такими характеристиками, как: уровень образования (наличие как минимум среднего специального), уровень благосостояния (более высокий, чем средний для региона проживания респондента), социально-профессиональный статус (нефизический характер труда). Исследователи пришли к следующим выводам: «И если действительно поступить подобным образом, то российский средний класс заметно «ужмется», составив 20,9% населения. По сути дела, это и есть в настоящее время в России тот социальный слой, который можно назвать «ядром» среднего класса».

Источник: Батуренко С. А. Средний класс в современном российском обществе: проблемы и основные достижения эмпирических исследований // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, № 1, 2016, C. 44-61 «Старый» и «новый» средний класс в России Марксизм и средний класс ​Падение реальных доходов в России в 2015 году Обнищание населения России и необходимость нового социального критерия оценки уровня жизни Миллиардеры Китая Рост человека как показатель его уровня жизни Неравенство трудовых доходов в развитых странах Уровень бедности в России в 1 кв. 2016 года Этапы развития теории социального неравенства

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *