Инновации в производстве (нересурсном секторе)

Создание дохода путем сокращения издержек во всех секторах экономики происходит схожим образом, и нересурсный вряд ли имеет ярко выраженную специфику. Во всех случаях при сокращении издержек (речь идет о материальных, или «действительных» издержках) открываются возможности для наращивания величины добавленной стоимости (конечного дохода).

А что же можно сказать о создании новых источников дохода? Как раз в этом отношении выявляется принципиальная особенность нересурсного сектора (прежде всего, инновационного, или высокотехнологичного сегмента) — отсутствие принципиальных («фундаментальных», постоянно действующих) ограничений для создания новых источников дохода. Как пример — развитие телевидения, вычислительной техники и информационных технологий, индустрии мультимедиа, сотовой связи и т. д. — инноваций, благодаря которым на протяжении уже нескольких десятилетий формируются не только новые источники дохода, но и условия для их расширенного воспроизводства.

Принципиальная неограниченность дохода обусловлена неограниченностью спроса на инновационные продукты, рождающиеся в обрабатывающем секторе, ведь по мере их создания и распространения происходит и формирование спроса на них. Цепочка «новый продукт — новый спрос — новый доход», повторяясь раз за разом, образует расширяющуюся спираль развития. Например, на рынке средств мобильной связи появление каждого нового поколения «айфонов» или других брендовых гаджетов создает новый спрос, который замещает спрос на предшествующие модели. Конкуренция между старыми и новыми однотипными продуктами оказывается весьма ограниченной и слабой. Тот факт, что «старые» продукты способны удовлетворять реальные потребности и могли бы производиться еще долгое время, не создает существенных ограничений для распространения новых и увеличения спроса на них.

Другая важная черта инновационного процесса в нересурсном секторе состоит в том, что постоянно сокращаются сроки жизни инноваций и происходит интенсификация инновационного процесса. Для глобального распространения телевидения, включая элементы этой технологии (телевизионные приемники, средства передачи сигнала, устройства видеозаписи и монтажа и многое-многое другое), потребовалось примерно полвека, а современной вычислительной техники (персональных компьютеров и множества сопутствующих продуктов) — не более 20 лет. Столь же быстро произошло глобальное распространение сотовой (мобильной) связи в качестве нового стандарта, неотъемлемого элемента образа жизни современного человека. То есть сроки разработки и глобального тиражирования инноваций постоянно сокращаются, в особенности если иметь в виду не целостные технологические решения, а их отдельные компоненты или продукты.

Для инноваций в современной экономике, в том числе в нересурсном секторе, характерна высокая степень комплементарности. Развитие большинства технологий сегодня включает создание и производство новых видов оборудования; передачу и хранение информации; компьютеризацию и разработку программного обеспечения; создание контентных продуктов; рекламную поддержку и многое-многое другое. Едва ли не каждый из подобных видов деятельности в рамках «материнской» технологии нередко превращается в крупную индустрию (взять хотя бы рекламу), что определяет поистине огромные масштабы всего процесса создания и тиражирования инноваций. В качестве примера обратимся снова к развитию телевидения. Оно включает в себя производство приемно-передающих устройств; передачу сигнала, в том числе с использованием космических систем; создание разнообразных программ, передач, фильмов и т.д.; рекламную индустрию, которая, наряду с распространением телевизионного контента, играет самостоятельную роль в финансовом обеспечении телевизионных компаний.

При этом новые поколения оборудования и технические решения появляются чуть ли не ежегодно. Весьма показателен и глобальный охват в тиражировании инновационных продуктов и услуг. Фундаментальные инновации XX века — телевидение, вычислительная техника, сотовая связь — характеризуются высочайшей степенью универсальности в удовлетворении спроса. Более того, подобные инновации не только удовлетворяют определенные потребности (включая порождаемые самими же инновациями), но и становятся неотъемлемой частью жизни современного человека, оказывают сильное воздействие на его сознание, менталитет.

Еще одна особенность инновационного процесса в нересурсном секторе связана с соотношением издержек и доходов. В сфере производства и распространения высокотехнологичных инноваций можно наблюдать эффект трансформации издержек в доход, когда финансовые или бухгалтерские издержки инновационного сектора по сути становятся добавленной стоимостью. Действительные издержки в производстве инноваций (стоимость материалов, сырья, энергии и т.п.) зачастую крайне малы, зато велика перенесенная стоимость, включая амортизацию дорогостоящего оборудования, заработную плату и гонорары высококвалифицированных работников. Названная компонента калькулируемых издержек в действительности является добавленной стоимостью, или доходом.

Подчеркнем, что размеры прямых и косвенных доходов, возникающих в инновационном процессе, могут быть практически неограниченными. Например, ценообразование на уникальное, не имеющее аналогов (конкурентов) оборудование, используемое при создании инновационных продуктов, строится по принципу «издержки плюс», т.е. финансовые затраты на производство плюс желаемая прибыль. Объективные ограничители для желаемой прибыли отсутствуют, но перенесенная стоимость оборудования влияет на цену конечного продукта. Еще более красноречивый пример — гонорары творческих деятелей, участвующих в создании контентных продуктов, для воспроизведения которых, собственно, и нужны технические новшества. В целом стоимость новых продуктов ограничивается лишь аппетитами создателей и их представлениями о платежеспособном спросе на инновационный продукт. Таким образом, в значительной степени снимаются и объективные ограничения для генерации нового дохода.

Источник: М. Е. МОРОЗОВА, В. В. ШМАТ Ресурсы против инноваций. Об ограниченном действии ресурсного мультипликатора с точки зрения развития инноваций // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 124-145 Формы инновационного процесса Влияние сырьевого сектора на инновации Ограниченность сырьевой экономики Индексы инновационного потенциала страны Инновационные индексы Глобальный инновационный индекс 2016 Место России в Глобальном инновационном индексе Инновационное развитие стран мира: сравнение с Россией Сильные и слабые стороны России в инновационной сфере

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *