Формы инновационного процесса

Обратившись к одному из учебных пособий по инновационному менеджменту, мы выясняем, что «инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций». Это определение с незначительными вариациями присутствует практически во всех публикациях по рассматриваемой теме.

При этом выделяются три логические формы инновационного процесса:

* простой внутриорганизационный (натуральный) — предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, когда оно не принимает товарной формы;

* простой межорганизационный (товарный), когда новшество выступает как предмет купли-продажи, и функция создателя и производителя новшества отделена от функции его потребителя;

* расширенный — товарный инновационный процесс, когда появляются все новые и новые производители нововведения и нарушается монополия производителя-пионера.

Нас интересует последний случай, когда благодаря взаимной конкуренции свойства новых товаров (новшеств, инноваций) постоянно улучшаются, их ассортимент расширяется, издержки снижаются, а степень тиражирования и распространения достигает своего максимума.

Итак, инновационный процесс — это процесс создания (разработки) и тиражирования новых продуктов (продукции конечного потребления, технологических и организационных решений в экономике). Но какова его цель? Если отвлечься от естественного стремления человека к новому, то прагматичной, утилитарной целью можно считать увеличение дохода, который создается в экономике, т. е. массы и доли добавленной стоимости в общей стоимости производимых материальных и нематериальных ценностей, принимающих товарную форму.

Не вдаваясь в детали, можно утверждать, что создание дополнительного дохода происходит одним из двух основных способов. Во-первых, путем сокращения издержек, например, снижения энерго — и материалоемкости производства, что при неизменных ценах ведет к увеличению добавленной стоимости. То же самое имеет место и при снижающихся ценах на конечную продукцию, если издержки сокращаются с опережающим темпом. Во-вторых, путем создания и расширения новых источников дохода от производства новых видов продукции и услуг. Под новыми продуктами понимаются как заменители существующих товаров, обладающие улучшенными свойствами и обновленным (расширенным) функционалом, так и принципиально новые, не имеющие аналогов либо удовлетворяющие традиционные потребности принципиально по-новому. Но в обоих случаях производство и распространение инноваций сопряжены с появлением и расширением новых источников дохода. Среди инноваций XX века к продуктам первого типа можно отнести, например, телевизионные приемники, а второго — средства сотовой связи.

Источник: М. Е. МОРОЗОВА, В. В. ШМАТ Ресурсы против инноваций. Об ограниченном действии ресурсного мультипликатора с точки зрения развития инноваций // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 124-145 Инновации в производстве (нересурсном секторе) Влияние сырьевого сектора на инновации Ограниченность сырьевой экономики Индексы инновационного потенциала страны Инновационные индексы Глобальный инновационный индекс 2016 Место России в Глобальном инновационном индексе Инновационное развитие стран мира: сравнение с Россией Сильные и слабые стороны России в инновационной сфере

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *