Культурный кластер: модель развития

На основе изучения теории кластеров и современных процессов развития творческих индустрий считаем возможным предложить новую форму кластерного образования — софткультурный кластер. Для данной сферы услуг характерна модель межотраслевого, диверсифицированного кластера с подвижными связями, нейтрализуемыми жесткими гранями между институтами культуры, основанными на творческих индустриях и креативном подходе к их реализации. Особенность софткулыурного кластера в том, что он не привязан жестко к одной территории, а может быть реализован на разных площадках благодаря мобильной и интерактивной версиям программ. Примерами софткулыурного кластера являются масштабные фестивали — Эдинбургский фестиваль искусств, фестиваль в Зальцбурге, «Дягилевский» в Перми, «Транссибирский Арт-Фестиваль» в Новосибирске и т. д.

В рамках софткулыурного кластера не обязательно создание дорогостоящей площадки, его основа — проектный подход и мероприятия, которые могут проходить на территориях учреждений-участников, на открытом воздухе, площадках предприятий, приспособленных для проведения культурных событий, и иных нестандартных территориях.

Актуально создание условий для взаимопроникновения идей представителей творческих индустрий, демонстрации арт-объектов и работ на площадках учреждений-участников.

Целесообразны включение софткультурного кластера в event-мероприятия территорий, а также проектирование проведения масштабных событийных мероприятий на площадках учреждений культуры. В этой связи необходимо выстраивание межведомственного взаимодействия министерств, направления деятельности которых пересекаются в точке софткультурного кластера, учреждений культуры всех организационно-правовых форм, бизнес-структур, некоммерческих организаций и фондов, поддерживающих культуру. Важной чертой софткультурного кластера является просветительская и образовательная компонента, реализованная в формате мастер-классов, креативных тренингов, показательных мероприятий. Реализовать данное направление можно как с привлечением министерства образования и науки Новосибирской области, так и на основе инициативы участников кластера с участием волонтёрских программ.

Предполагаемая структура и состав участников софт-культурного кластера, схема их взаимодействия с распределением зон ответственности представлены на рисунке 2.

В софткультурный кластер могут быть включены учреждения культуры разных юридических форм, для его работы необходимо создание управленческих структур двух видов — административного (орган самоуправления) и художественного руководства (экспертно-методический совет).

Рис. 2. Схема взаимодействия участников софткультурного кластера

В схеме взаимодействия участников кластера обоснована необходимость включения ресурсного центра для повышения кадрового потенциала сферы культуры, а также предоставления в аренду дорогостоящего оборудования, инструментов, площадей и других ресурсов. В целях системной джентрификации (повышение статусности и престижа) территории важно, чтобы эти организации функционировали в рамках единой маркетинговой стратегии, согласованно работая на коллективный имидж кластера и города в целом.

Эффективность кластера должна определяться количественными и качественными показателями, на основе мнений как его участников, так и внешней оценки эффектов (жители региона). Ключевые количественные показатели — число мероприятий за период, количество обслуженных посетителей; финансовая емкость проекта (в том числе выручка от продажи сувенирной и сопутствующей продукции). Качественные — рентабельность проектов, коэффициент отдачи вложенных бюджетных средств, оценка экспертно-методического совета и качество оказанных услуг на основе отзывов потребителей.

В структуру кластера желательно включать не только государственные учреждения культуры, но и культурно-исторические дестинации и достопримечательности территории, профессиональные сообщества и некоммерческие организации, малые предприятия, людей, работающих в сфере творческих индустрий.

Реализация софткластерных инициатив не требует большой ресурсной поддержки, но нуждается в эффективном менеджменте и главное, способности участников программ софткулыурного кластера сформировать эффективную программу взаимодействия и коммуникации ради общей цели.

Синергетический эффект от взаимодействия различных направлений искусств дает для клиентов новые ощущения и смыслы, включение образовательной составляющей и возможность реализации творческого потенциала каждого посетителя, вовлекает молодое поколение в процесс культурного и духовного обогащения, а пересечение целевых аудиторий различных направлений искусств увеличивает количество посещений и экономический потенциал культурных проектов.

Проведенные исследования показали, что заслуживает изучения возможность соединения творческих идей на стыке искусств, а наиболее реальные и интересные проекты могут, пройдя стадию экспериментов, со временем стать находкой настоящего и классикой будущего.

Источник: А. Н. САПРЫКИНА, И. В. КНЯЗЕВА Дизайн услуг институтов культуры и творческих индустрии // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 89-98 Культура в Новосибирске: текущее состояние и перспективы Проблема финансирования культурного наследия Эффективность учреждений культуры в России Критика российского капитализма Что такое реинжиниринг и процессный подход к управлению Направления развития новой экономики Что такое нанобиоэкономика: объект и предмет изучения Нанобиокластеры и их функционирование Капитализм еще не дорос до постиндустриального общества

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *