Американская национальная кухня

Особый случай представляет собой американская кухня, поскольку история классового неравенства в Северной Америке является относительно недолгой, и эта кухня сформировалась недавно — в XX в. Однако США с начала XX в. — самая развитая, могущественная и богатая страна мира. Американское общество — это классическое капиталистическое общество, с соответствующим отношением ко всему, в том числе к пище и к питанию. Это обусловило возникновение американской кухни, индустрии быстрого питания, ставших воплощением капиталистического духа в кулинарии, своего рода кулинарным протестантизмом, если вспомнить о концепции протестантской этики М. Вебера.

В американской кулинарии приготовление и прием пищи отвечают императивам быстрого и эффективного насыщения, однородности, стандартности, рациональности (калькулируемости), контролируемости, т.е. того, что американский социолог Дж. Ритцер назвал «макдональдизацией». Помимо этого, американская кухня обладает гибкостью, эластичностью, конструируемостью — например, в ресторанах «Макдональдс» в Индии предлагают вегетарианские гамбургеры, в Японии — гамбургеры из морепродуктов и т.д. Американская кулинария напоминает американскую же архитектуру небоскребов — бедность линий и форм при грандиозности, утилитаризме и функциональности. В этом смысле, например, гамбургер «Биг Мак» — это своего рода кулинарный Эмпайр Стейт Билдинг.

Американская кухня — это кухня тех, кто рассчитывает преуспеть, это кулинарный аналог так называемой американской мечты, ставшей в эпоху глобального капитализма всемирной идеей. Это кухня тех, кто видит в себе self made man, т. е. делового человека, сделавшего себя при нулевом или минимальном начальном капитале. В этом смысле визит в ресторан «Макдональдс» — это своего рода гастрономическая молитва агента капиталистических отношений богам бизнеса и обогащения. Поскольку современный мир движется в основном по рельсам капиталистического развития, вполне закономерно, что американская кухня оказалась востребованной во всех странах мира. При этом американский капиталистический класс ориентирован на более изысканную кухню, и потому в кулинарном пространстве США сильные позиции занимают итальянская, японская, французская и другие кухни.

Безусловно, американская кухня не сводится к фаст-фуду. Например, каджунская кухня создана своеобразным субэтносом американского народа — потомками франкоязычных жителей Канады, депортированных британцами в середине XVIII в. на территорию современного штата Луизиана. Столицей каджунской кухни является Новый Орлеан. Но по влиятельности она не может соперничать с кухней, которая обычно называется американской. Например, по состоянию на 02.04.2017 г. ресторанов американской кухонь было: в Нью-Йорке- 1910, Чикаго-1066, Новом Орлеане — 515, тогда как ресторанов каджунской / креольской кухни в этих же городах — всего лишь 17, 10 и 181 соответственно.

Источник: А. Б. РАХМАНОВ Детерминанты глобального кулинарного пространства // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 72-88 Латиноамериканская кухня: мексиканская, аргентинская и бразильская Национальная кулинария и глобализация

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *