Экономика Бийска

Бийск — второй по численности населения город Алтайского края, наукоград. Его промышленное развитие началось на рубеже XIX-XX вв. со становлением купеческих мануфактур и фабрик (кожевенный, винокуренный, лесопильный и кирпичные заводы, махорочная и льноткацкая фабрики и т.д.). Их продукция вывозилась в основном на экспорт в обмен на сырье. В 1920 — 1930 гг. наиболее быстро развивались маслосыроделие, лесоразработка, золотодобыча, зерновое хозяйство, в том числе за счет иностранных инвестиций. В 1941 — 1945 гг. город стал одним из центров промышленной эвакуации, ведущей отраслью народного хозяйства стало машиностроение. Бийский научный комплекс сложился в 1950-х гг. в результате формирования в городе крупных предприятий ОПК (из них крупнейший — НИИ-9, ныне — АО Федеральный научно-производственный центр «Алтай»).

Поскольку значительная часть промышленности города была ориентирована на производство оборонной продукции, резкое сокращение гособоронзаказа в 1990-е гг. обусловило падение производства, рост безработицы и снижение уровня жизни основной части населения. В постреформенный период все большее значение приобретает сфера малого и среднего бизнеса, развивается сеть оптовой и розничной торговли как главная сфера занятости населения. При этом приоритетность научно-производственного комплекса не утрачена: промышленность представлена в основном предприятиями, создающими наукоемкую продукцию. Данная особенность, а также усилия городской администрации позволили Бийску войти в число наукоградов России в 2005 г.

Статус наукограда дает дополнительные возможности администрации для обеспечения комфортной среды проживания и инвестиционного климата. Средства, выделяемые наукограду из бюджета, могут быть направлены на поддержание социальной, инженерной, инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, центра трансферта технологий). В то же время объем получаемых средств (в 2017 г. Бийск получит около 100 млн. руб.) невелик и не только не покрывает текущие потребности по благоустройству города, но и не полностью компенсирует выпадающие доходы из-за льготного налогообложения научных организаций по налогам на имущество и на землю.

Тем не менее работа администрации города направлена на сохранение статуса наукограда, на изучение траекторий развития и использование опыта других наукоградов страны. Система стратегического планирования достаточно полно и четко проработана с учетом этого статуса.

Для описания институционального механизма ревитализации экономики города Бийска подходит модель «тройной спирали», предусматривающая обязательное участие всех трех ключевых институтов — власть, бизнес, наука и образование при их тесном взаимодействии. При этом в Бийске естественным лидером является научно-образовательный комплекс.

Город Бийск обладает достаточно диверсифицированной экономикой и преуспел в создании кластеров из мелких и средних предприятий, многие из которых возникли из «осколков» разделившихся советских гигантов.

В 2008 г. образовано некоммерческое партнерство (НП) «Алтайский биофармацевтический кластер», включающий 35 участников. Его основными направлениями специализации являются химико-фармацевтическое производство, биофармацевтика, производство полезных продуктов питания и медицинской техники. Организации стараются реализовать максимум технологических цепочек внутри кластера, чтобы получить локализационное преимущество. Продукция кластера идет преимущественно на внутренний рынок (около 75%). Почти все сырье производится также внутри кластера, кроме ряда лекарственных субстанций (20 — 25% поставок приходится на Индию и Китай), выпуск которых в России пока не налажен.

В начале 2015 г. образовано НП «Алтайский Полимерный Композитный Кластер». Главным направлением деятельности являются разработка и промышленный выпуск композиционных материалов и изделий на основе термопластичных и термореактивных полимеров, применяемых в строительстве, энергетике, добыче полезных ископаемых, ЖКХ. Российский рынок полимерных композиционных материалов находится на стадии зарождения, однако прогнозируется его ударный рост (до 10 раз к 2020 г.) с упором на внутреннее потребление.

Представители кластеров были солидарны в оценке возможностей ГЧП в Бийске, указав на большое количество бюрократических процедур, что несопоставимо с отдачей от любых мер поддержки.

Кадровая проблема решается внутри созданных кластеров — работает система повышения квалификации, работники ежегодно получают международные сертификаты, проводятся конкурсы поддержки индивидуальных инициатив (УМ. Н. И. К.), образовательные программы для начинающих предпринимателей. Однако на уровне города политика удержания молодого населения проработана минимально: что делает уязвимой сложившуюся модель: профицит квалифицированных кадров является одним из необходимых условий успешности наукограда.

В 2012 г. начал свою работу «Бийский бизнес-инкубатор», образованный в статусе муниципального бюджетного учреждения для поддержки «вольного» малого бизнеса. Проект по созданию технопарка реализовать пока не удается.

По нашему мнению, в специфических условиях Бийска возможно создание международного промышленного парка, например, по модели Промышленного парка Сучжоу (КНР), который появился в результате сингапуро-китайского партнерства и за 10 лет превратился в один из центров промышленного развития.

Еще одним значимым направлением для диверсификации экономики Бийска является туристическая деятельность. За последние десять лет отношение к отрасли существенно изменилось в положительную сторону. Администрацией разработан проект туристского кластера «Золотые ворота», который на данный момент проходит этап утверждения концепции и организационно-финансовой проработки и будет реализован на основе ГЧП. В перспективе реставрация старых зданий в центре города создала бы новый центр притяжения туристов, а в настоящее время можно развивать направление абандон-туризма5. На наш взгляд, специфика города делает достаточно перспективными направления делового, историко-культурного, паломнического и транзитного туризма.

В транспортной сфере следует интенсифицировать мероприятия по улучшению пропускной способности транспортной сети и обеспечению доступа в отдаленные районы города. Необходимо включиться в Китайский проект по возобновлению «Шелкового пути» (Китай-Монголия-Россия). Игра «на опережение» (пока его маршрут однозначно не определен) и упор на инновационные технологии позволили бы г. Бийску стать одним из транспортно-логистических центров на юге Западной Сибири.

Источник: О. В. ТАРАСОВА, В. А. РУДНЕВА Модели ревитализации старопромышленных территорий // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 53-70 Стратегия развития Новокузнецка: индустриальная диверсификация Экономика Шерегеша: модель двойной спирали Формационный этап инновационной волны ​Период ранней экономики (технологических инноваций) инновационной волны Этап локального гиперроста инновационной волны Уровень урбанизации в современной экономике Индикаторы устойчивого развития городов Экосистемные услуги Примером экономической выгодности сохранения экосистем: водоснабжение Нью-Йорка

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *