Стратегия развития Новокузнецка: индустриальная диверсификация

Новокузнецк — первый по площади и второй по населению город Кемеровской области. С 1930-х гг. развитие города определялось темпами создания и развития металлургического производства. С 1926 по 1939 гг. благодаря строительству Кузнецкого металлургического комбината (в 1931 г.) население города выросло более чем в 40 раз, в военный период здесь создаются первые в Сибири алюминиевый и ферросплавный заводы (последний — на основе эвакуированного оборудования Запорожского завода). В 1970-х гг. произошел переход от «идеологии Урало-Кузнецкого комбината» к идее комплексного развития Кемеровской области (Кузбасса) как единого территориально-производственного комплекса.

В 1990-е годы в Кузбассе, как и в России в целом, отмечался резкий спад объемов производства во всех отраслях, но на металлургических предприятиях Новокузнецка благоприятная конъюнктура внешних рынков смогла затормозить этот спад. Зависимость экономики города от благополучия металлургических гигантов значительно возросла.

В 2008 — 2009 гг. мировой финансовый кризис указал на необходимость снижения монозависимости города: из-за ухудшения конъюнктуры мирового рынка объем производства на градообразующих предприятиях упал почти вдвое, убытки по итогам 2009 г. составили 2 млрд. руб., возросла социальная напряженность в связи со значительным сокращением кадров.

С целью системного решения накопленных проблем с начала 2000-х гг. администрацией города Новокузнецка реализуются программы и стратегии социально-экономического развития: сначала до 2010 г., а потом до 2025 г. Документы актуализированы, согласованы с документами регионального и федерального уровней, доступны на официальном сайте города. Сложившуюся здесь модель ревитализации можно назвать «Индустриальная диверсификация».

Ключевыми экономическими агентами в городе являются крупные предприятия, развитие которых сильно зависит от политики головных офисов холдингов, установленных ими жестких рамок по уровню затрат. В то же время значительное давление оказывают администрации города и области, настаивающие на сохранении рабочих мест и выполнении социальных функций невзирая на возможные потери коммерческого эффекта. Даже процесс обновления промышленных технологий в некоторых случаях происходит не с целью снижения издержек, а под давлением администрации города. Так, на ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» запущена установка по приготовлению и вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи; начато освоение технологии производства холоднодеформированного арматурного проката класса В500С и т.д. ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» реализовало программу повышения энергоэффективности предприятия, ввело в эксплуатацию систему замкнутого водоснабжения и др.

В планах городского социально-экономического развития одним из основных направлений значится диверсификация отраслевой структуры экономики. По мнению респондентов в администрации города, диверсификация должна включать развитие действующих отраслей промышленности в основном силами малого и среднего бизнеса. Реализованы следующие проекты: производство ферросплавов, утилизация отходов от магнитного обогащения руд, производство товарной продукции из огнеупорных отходов и т. д. Вместе с тем в администрации отмечают, что банк реальных проектов для значимого изменения ситуации в обозримой перспективе крайне невелик.

При этом продуктовая диверсификация в рамках предприятий-гигантов происходит под влиянием мировой конъюнктуры рынков; новые товары ориентированы на экспорт, что повышает зависимость доходов от внешних рынков и соответствующие риски для предприятий. Представители бизнеса видят возможности использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) прежде всего в сфере разделения этих рисков. В качестве примера респонденты указывали на удачный зарубежный опыт ГЧП в ходе модернизации алюминиевого завода в Швеции с переходом на экологичные технологии. Государство гарантировало заводу на все время реализации проекта фиксированную цену на электроэнергию, которая является существенной статьей его затрат.

Между тем немногочисленные практики ГЧП, которые начинают внедряться в городе, пока слабо учитывают реальные потребности бизнеса. Так, созданная в конце 2014 г. зона экономического благоприятствования «Кузнецкая слобода», несмотря на достаточно привлекательный налоговый режим, за два года обзавелась только одним резидентом (ООО «Сибирский завод горячего цинкования»). По всей видимости, существенным ограничением является требование администрации реализовать не менее 70% от общего дохода на территории зоны.

Наблюдаемая в городе нехватка специалистов технического профиля восполняется также во многом при участии предприятий-гигантов. Заводы реализуют программы обучения, стажировки, обзаводятся профильными подшефными классами. Отдельное место в их кадровой политике занимает проведение масштабных конкурсов среди сотрудников («Проект 250», «Профессионал РУСАЛа», корпоративный чемпионат профессионального мастерства по стандартам WorldSkills на базе ЗСМК ЕВРАЗ и др.).

Новокузнецк все еще находится в поиске оптимального институционального механизма своего развития. На данный момент в администрации города прорабатываются два конкурирующих проекта: создание в границах города территории опережающего развития (ТОР) смешанного типа (на основе углубленной переработки природных ресурсов и развития высоких технологий) и проект развития Южно-Кузбасской агломерации.

Агломерационные процессы в настоящее время идут довольно интенсивно, но стихийно. Поэтому осуществляется поиск механизмов их управляемого развития: формирование единого рынка коммерческой недвижимости и инфраструктурного хозяйства; укрупнение рынка труда и потребительского рынка; привлечение в регион современных торговых сетей; стимулирование развития сектора логистических услуг. В то же время процесс агломерации несет определенные риски: тяготение к центру (г. Новокузнецк) в перспективе только усилит экологическую нагрузку на город; неоднородный начальный уровень социально-экономического развития мунипальных образований, входящих в состав агломерации и их рассогласованность в механизмах принятия управленческих решений, затрудняют взаимодействие. В территориальных рамках Южно-Кузбасской агломерации в настоящее время действуют как силы притяжения к центру, так и конкуренция между близлежащими городами (Калтан, Киселёвск, Междуреченск, Мыски, Прокопьевск) за трудовые ресурсы. Следовательно, при выборе данного варианта потребуется разграничение сфер влияния по отраслевому или иному признакам среди городов агломерации.

К рискам создания ТОР можно отнести следующие: данная территория может оказывать на соседние муниципальные образования не стимулирующий, а опустошающий эффект, вытягивая из них ресурсы, особенно трудовые, что ведет к усилению межмуниципальной асимметрии. Определенные ограничения накладывает несовершенство законодательной базы по ТОРам: в частности, ФЗ-N 473 обязывает резидентов вести всю хозяйственную деятельность в пределах соответствующего муниципального образования, а также запрещает в границах ТОР другие образования с рядом преференций (например, существование на территории города зоны «Кузнецкая слобода» вступает в конфликт с этим законом).

Тем не менее мы считаем, что оба эти проекта необходимо развивать, так как агломерационные процессы уже идут и их нужно контролировать, а формирование ТОР является наилучшим вариантом для диверсификации экономики Новокузнецка.

Вне зависимости от выбранного варианта в скором времени в городе полноценно начнет работу единственный в регионе частный индустриальный парк «Кузнецкий», который будет специализироваться на производстве горно-шахтного и энергоэффективного оборудования. Вместе с тем для развития отраслей, названных приоритетными в стратегии развития города, Новокузнецку было бы полезно наладить сотрудничество с Кузбасским технопарком (г. Кемерово) для формирования и развития собственных кластеров из мелких и средних фирм.

Особенностью модели ревитализации Новокузнецка являются интенсивные, но четко попарные взаимодействия между администрацией, наукой и бизнесом. В результате сложившаяся в городе инновационная система теряет в эффективности, так как в нее не вовлечены все три элемента одновременно. По нашему мнению, должна значительно возрасти роль блока «Наука и образование» в обеспечении кадрами, разработке и внедрении инновационных продуктов и технологий, в проведении экспертизы проектов, построении прогнозов.

Источник: О. В. ТАРАСОВА, В. А. РУДНЕВА Модели ревитализации старопромышленных территорий // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 53-70 Экономика Шерегеша: модель двойной спирали Экономика Бийска Стратегическое планирование в России Анализ Концепции 2020 Приоритеты социально-экономического развития России Российский подход к управлению развитием страны Западный опыт стратегического планирования и Россия Коммуникационная стратегия на примере образовательной организации Формационный этап инновационной волны

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *