Оптимальный размер города

На чем же основана вера в то, что «воздействие агломерационного эффекта в крупнейших городах максимально и они выигрывают конкуренцию с остальными городами России» ? Представляется, что современные исследователи сосредоточились на положительных эффектах агломерации в ущерб отрицательным — тем, которые возникают после достижения городом определенного (оптимального) размера. Это скученность, перегруженность инфраструктуры, экологические проблемы, и, что крайне важно с точки зрения эффективности, — увеличение издержек в связи с ростом цен на землю, недвижимость и труд.

В классической теории размещения компания будет оставаться в агломерации до тех пор, пока позитивные внешние эффекты перевешивают негативные. Если рост затрат делает экономическую деятельность убыточной, фирма должна переместиться из агломерации на периферию, где издержки производства ниже. Теория новой экономической географии (НЭГ) допускает подобный исход (дисперсию) в случае либо очень высоких, либо нулевых транспортных издержек. В гораздо более широком диапазоне «нормальных» транспортных затрат рост числа фирм и потребителей в городе повышает уровень конкуренции и снижает издержки, а отсюда растет эффективность производства и потребления, что делает более вероятным другой исход — рост агломерации. Но помимо рыночных сил, стимулирующих рост агломерации в рамках НЭГ, существует множество нерыночных факторов: политический фаворитизм, административный ресурс, государственные программы развития агломераций, так что упадок крупных городов наблюдается крайне редко.

В докладе ОЭСР 2006 г. на материале 78 метрополитенских регионов показано, что ВВП на душу населения в городе положительно связан с его размером только до определенного порогового значения (7 млн. чел.), а после преодоления этого порога связь становится отрицательной. Зависимость дохода от численности населения города описывается квадратичной функцией, к нисходящей ветви которой тяготеют Сеул, Мехико, Стамбул, Токио. Этот аргумент способствует пониманию того, почему в США так явно проявляется положительная зависимость производительности труда от размеров города. Там сформировалась развитая иерархия городов, в которой помимо трех мегаполисов с населением более 9 млн. чел., присутствуют четыре города, где населения — свыше 5 млн. чел., восемь городов, где свыше 3 млн, и 33 города, где свыше 1 млн. чел.

С учетом оценок ОЭСР можно предположить, что замедление темпов роста экономики Москвы связано с тем, что она переросла свой «оптимальный размер» и находится уже на той стадии развития агломерации, когда отрицательные экстерналии перевешивают положительные. Для проверки этой гипотезы простых эконометрических оценок было бы недостаточно, гораздо больше бы дал сравнительный анализ по городам затрат и результатов фирм, доходов и расходов жителей. Возможно, удалось бы определить эмпирически порог эффективного роста агломерации, среднего и малого города и развеять больше мифов. Вероятно также, что в каждой урбанизированной стране значение порога будет различаться и неявно зависеть от численности населения, территории, географических условий и исторической судьбы — факторов, которые остаются за рамками агломерационной теории.

К сожалению, в анализе городов многие исследователи вынужденно ограничиваются демографическими данными и часто применяют следующую логическую цепочку: «размер города -> агломерационные эффекты -> эффективность городской экономики -> успешность города -> миграционная привлекательность -> рост города». В результате одним из признаков эффективности оказывается миграционный приток. В этом смысле действительно самые крупные города (и среди них — Москва) представляются самыми эффективными. Но, как мы показали выше, это не всегда так.

Источник: Л. В. МЕЛЬНИКОВА Размеры городов, эффективность и экономический рост // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 5-19 Развитие агломерации и экономический рост Агломерационные эффекты Рост производительности труда при увеличении размера города Стратегия развития Новокузнецка: индустриальная диверсификация Формационный этап инновационной волны ​Период ранней экономики (технологических инноваций) инновационной волны Этап локального гиперроста инновационной волны Уровень урбанизации в современной экономике Индикаторы устойчивого развития городов

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *