Доходы пенсионеров: расслоение по видам пенсий

Многократные эксперименты по «борьбе с абсолютной бедностью» пенсионеров с помощью, с одной стороны, страховых механизмов, а с другой — нестраховых выплат (пособий, целевых доплат и т.д.) привели к тому, что расслоение по доходам среди пенсионеров в России значительно меньше, чем среди трудоспособных граждан.

Это означает, в частности, что размер пенсии не адекватен вкладу работников в формирование собственных пенсионных прав (в виде продолжительности стажа и размеров внесенных в ПФР страховых взносов). В то же время низкая дифференциация пенсий является отражением вводившихся в разные годы реформы прямых и косвенных ограничений на размер взносов (регрессивная шкала, действовавшая в 2001 — 2009 гг. и ограничения на верхнюю границу дохода, на который начисляются страховые взносы, введенные с 2010 г.). Целью последних являлось именно недопущение формирования сверхвысоких пенсий, выплата которых вела бы к росту государственных пенсионных обязательств, и «излишней» нагрузке на бюджет.

Неоднозначным результатом экспериментов по борьбе с бедностью следует считать и сокращение дифференциации размеров пенсий, обусловленное тем, что все принимаемые меры направлены на поддержание минимального предела сокращения бедности. А в качестве источника финансирования «бедных» пенсионеров используются перераспределенные пенсионные страховые права «богатых» пенсионеров.

Наглядно иллюстрирует проблему расслоения пенсионеров по доходам сопоставление средних и медианных размеров пенсий и зарплат. На 1 апреля 2015 г. (дата установленного законодательством ежегодного повышения стоимости ИПК) средний размер страховой пенсии по старости составил 12862 руб., медианный- 12395 руб., т.е. 96,4% от среднего. Аналогичный показатель по заработной плате составил 73,6%. Если доход среднестатистического пенсионера по старости был в 2,6 раза ниже среднероссийской заработной платы, то медианные значения пенсии и зарплаты различаются всего в два раза.

Рассмотрим распределение численности пенсионеров по уровню дохода (табл. 3).

Доля лиц в первой группе, получавших страховую пенсию по старости в размере, не превышающем 4000 руб., составила 0,01% (т.е. 4 тыс. человек). Самый низкий средний размер начисленной пенсии, до 4000 руб., был в Чувашской Республике (1190 руб.), а самый высокий в последней группе — в Республике Крым (28522 руб.).

Таблица 3. Распределение численности получателей страховой пенсии по старости по размерам пенсии

Половина пенсионеров (48,62%) получают пенсию в размере от 10 до 14,5 тыс. руб.

Расходы на выплату пенсий 20% самых обеспеченных пенсионеров по старости в 2,5 раза выше расходов на выплату пенсий 20% самых малообеспеченных.

В качестве минимального размера страховой пенсии по старости для основной массы ее получателей может рассматриваться размер фиксированной выплаты без предусмотренных законом повышений. По состоянию на 1 апреля 2015 г. он законодательно установлен равным 3935 руб. Ниже этого размера страховую пенсию могут получать несколько категорий лиц: граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы РФ, по нормам законодательства СССР, а также получатели доли страховой части трудовой пенсии (государственные служащие) или страховой пенсии без фиксированной выплаты (военнослужащие).

Средний размер страховой пенсии по инвалидности в целом по стране составил в 2015 г. 7959 руб., или 62% среднего размера страховой пенсии по старости. Медианный размер пенсии по инвалидности — 7449 руб. — равнялся 93,6% от среднего значения. Отношение среднего размера страховой пенсии по инвалидности к средней зарплате в стране составило 23,5% (т.е. средняя пенсия по инвалидности ниже средней зарплаты в 4,2 раза). Медианный размер пенсии по инвалидности равнялся 30% медианной зарплаты (22% средней зарплаты).

Несмотря на значительно более низкие размеры пенсий по инвалидности по сравнению с пенсиями по старости, кривые Лоренца для них выглядят практически идентично, что свидетельствует об одинаково низкой дифференциации получателей. На долю 20% самых бедных пенсионеров по инвалидности приходится 11,4% объема выплат пенсий, на долю 20% самых обеспеченных — 31,4% (для пенсионеров по старости соответственно 11,8% и 30%).

В 2015 г. 1170,5 тыс., или 51,4% получателей страховой пенсии по инвалидности, формально находились за чертой абсолютной бедности. Из них 237 тыс. (20%) являлись получателями федеральной и региональной социальных доплат, остальным выплачивались единовременные денежные выплаты по инвалидности. Пенсию в размере не менее двух региональных ПМП получали всего 48,7 тыс. чел., или 2,1% от численности пенсионеров по инвалидности.

Пенсионеры по случаю потери кормильца — самая низкодоходная категория получателей страховых пенсий. Хотя средний размер их пенсий на 1 апреля 2015 г. (7976 руб.) был выше, чем пенсий по инвалидности, но они не получают социальные доплаты, которые бы позволили повысить доход до прожиточного минимума. Солидарный коэффициент замещения для этой категории пенсий равен 23,6%, отношение медианной пенсии к медианной зарплате — 32,5%. За чертой абсолютной бедности в рассматриваемый период находились 646,5 тыс., или 47,6% получателей пенсии по случаю потери кормильца. При этом у 2% пенсионеров по случаю потери кормильца (33,3 тыс. чел.) пенсия достигала двух и более региональных ПМП.

Динамика соотношения пенсий с региональным ПМП свидетельствует о снижении уровня жизни пенсионеров в последние 2 — 3 года. А планируемые долгосрочные параметры выхода из бюджетного кризиса (до 2035 г.) усиливают риски углубления бедности пенсионеров вопреки целевым ориентирам утвержденной Правительством РФ Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Все это неизбежно приведет к снижению реального содержания пенсий и ухудшению уровня жизни пенсионеров, что будет вынуждать их к продолжению трудовой деятельности после назначения страховой пенсии.

Это наглядно подтверждают следующие данные. В 2015 г. среди работающих получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, 22,2% составляли лица, чей заработок не превышает 15 тыс. руб. в месяц, еще 25,2% — лица с зарплатой 15 — 25 тыс. руб., 34,4% имели зарплату 25 — 50 тыс. руб.

У 85% работающих пенсионеров по инвалидности пенсия не выше 11,5 тыс. руб. (менее 1,5 ПМП), в том числе у 55% ее размер не превышает 8,5 тыс. руб. (1,09 ПМП). При этом заработная плата подавляющего большинства работающих пенсионеров по инвалидности (75,5%) не превышает 25 тыс. руб./месяц (т.е. чуть выше средней заработной платы), причем у 40% не достигает и 10 тыс. руб.

Еще печальнее положение работающих пенсионеров по случаю потери кормильца. Подавляющее их число имеют крайне низкую пенсию — 82% из них получали пенсию до 10 тыс. руб. (1,3 ПМП), в том числе у 53,8% она не превышала 5,5 тыс. руб. (0,7 ПМП). Заработная плата у 87,3% работающих пенсионеров по случаю потери кормильца варьировалась в пределах 15 тыс. руб. в месяц, в том числе у 77,3% ее размер не превышал 10 тыс. руб. в месяц. Лишь у 13% пенсионеров по случаю потери кормильца, из числа получающих пенсию в размере не более 5,5 тыс. руб., заработная плата составляла 15 тыс. руб. и более. Низкую заработную плату получают и пенсионеры по инвалидности.

Отсюда следует сделать вывод, что абсолютное большинство пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца после назначения пенсии продолжают работу исключительно по причине крайне низких размеров страховой пенсии и вынуждены работать -наличие заработка позволяет повысить им уровень жизни до 2,5 — 3,0 ПМП.

Только каждый шестой работающий пенсионер получает пенсию на уровне среднего размера по стране. Но даже среди этих получателей противоположные квинтильные группы (примерно 0,14 — 0,17 млн. чел.) имеют пенсию ниже и выше средней.

Источник: А. К. СОЛОВЬЕВ Пенсионная реформа в условиях бюджетного кризиса: риски роста бедности // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 8, Август 2017, C. 139-153 Неравенство людей в обществе: экономический и социальный подходы Экономическая свобода и плохо регулируемый рынок в России привели к чрезмерной поляризации доходов населения и, как следствие, к резкой социальной поляризации общества. Неработающие пенсионеры, как трудовой резерв России Экономическая активность мужчин в пенсионном возрасте Экономическая активность женщин в пенсионном возрасте Бедность пенсионеров: подходы к измерению Абсолютная бедность пенсионеров в России Относительная бедность пенсионеров: методика оценки Реформы пенсионной системы РФ: проблемы и предложения Состояние пенсионной системы в России: институциональный аспект

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *