Анализ Концепции 2020

На современном этапе Концепция-2020 ( Концепция долгосрочного социально-экономического раз­вития Российской Федерации на период до 2020 г. ) представляет интерес по ряду при­чин. Во-первых, в ней в отличие от уже полностью скомпрометированных на тот момент целей либерализации цен, приватизации и разгосударствления собственности наконец появилась цель социально-экономического развития России. Во-вторых, данный документ экономической политики правительства ни кем не отменялся, и потому мы вправе поставить вопрос о достижении прави­тельством поставленных целей развития. В-третьих, в Концепцию-2020 наряду с конъюнктурными положениями включен целый ряд конкретных целей развития, сформулированных в материалах научно-экспертного сообщества. В настоящее время целесообразно отредактировать Концепцию-2020, обновив нуж­ные пункты и убрав из нее ложные целевые ориентиры.

Например, в Концепции-2020 ставится общая цель «достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века…» В ней говорится: «в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности)». Конечно, валовой внут­ренний продукт (ВВП) — это далеко не лучший показатель, при его определении допускаются статистические манипуляции. Тем не менее рост ВВП в принципе может достигаться и за счет реального экономического роста. Далее в Концепции-2020 говорится: «системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития». В этой формулировке возникают большие сомнения по поводу «инновационного типа развития». В академической экономической литературе по развитию нет такого понятия. Это «вброс» от сил, далеких от науки.

Допустим, наше правительство придумало новое понятие развития. Крите­рием научной истины является практика. Что же произошло на практике? В начале лета 2008 г. прошло сообщение, что в «Сколково» будет создаваться Инновационный центр. На этот проект из бюджета страны выделили 125 млрд, руб., что превышало годовой объем финансирования 700 институтов Россий­ской академии наук. В ноябре 2008 г. в кулуарах правительства одобрили цель инновационного развития. По случайному совпадению в январе 2009 г. обвалился фондовый рынок России. Стоимость акций некоторых крупных компаний снизилась в 5 раз. В декабре 2009 г. стоимость этих акций возросла в 4 раза. В принципе на этом можно было заработать. В декабре 2009 г. прошло сообщение, что руководитель Инновационного центра «Сколково» вернул в бюджет страны 125 млрд, руб., поскольку он провел успешные операции на фондовом рынке. С тех пор прошло уже достаточно времени, но в деятельности по инновациям в России ничего не изменилось.

Приведем еще одну формулировку из Концепции-2020, требующую, на наш взгляд, редакции. «Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособно­сти». Соглашаясь с приведенной целевой установкой (за исключением скомпрометированной инновационной модели), хотелось бы добавить к ней следующие уточняющие соображения.

Предпринимательской свободы в СССР, вероятно, не хватало. Однако ее в еще большей мере не хватает в современных условиях. Этому препятствует десятилетиями продолжающаяся практика «рыночных» рейдерских захватов предприятий и фирм. Свобода отечественного предпринимательства подавляется также действиями зарубежного капитала.

Источник: А.Амосов Цели структурной перестройки экономики // Экономист. 2017. № 7 Стратегическое планирование в России Российский подход к управлению развитием страны Приоритеты социально-экономического развития России Постсоветский период России: действия власти Уровни стратегического планирования в Федеральном законе N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. Стратегия развития экономики России и социальная сфера Цель промышленной политики России Cтратегия роста Cтолыпинского клуба Угрозы экономической безопасности России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *