Санкции против России: последствия

Отметим, что обоснование необходимости и содержательных черт доктри­ны конкурентоспособности было предпринято в 1999 г. Учитывалась потреб­ность критического реагирования на неэффективно реализуемый ранее приня­тый декларативный указ первого Президента РФ . Реализация положений на­званного акта происходила в негативно изменяющихся условиях. Сказывалась ориентация на эффект дерегулирования, на трансформацию структуры нацио­нальной экономики под влиянием принудительно проводимой приватизации.

В первые годы XXI в. удалось реализовать ряд мер, направленных на под­держку совокупного внутреннего спроса за счет направления части нефтегазо­вых доходов в государственный бюджет. Благодаря бюджетным расходам был поддержан экономический рост, но, к сожалению, не промышленного, а экс­портно-сырьевого типа (так называемый рост без развития).

В силу зависимо­сти такого типа роста от биржевой конъюнктуры к 2008 г. ситуация ухудши­лась — дала о себе знать мировая рецессия. После 2012 г. возникла уже внут­ренняя рецессия. К ней добавились санкции западных стран по отношению к России. И антикризисные меры пришлось дополнять импортозамещением как формой реагирования на экономические санкции. В июне 2017 г. в США при­нято стратегически значимое решение о новом этапе применения антироссийских санкций, в том числе технико-технологических.

Экономические санкции западных стран проявляются в блокировании рос­сийского экспорта, в ограничении внешних заимствований. Россия отвечает на эти меры импортозамещением, налаживанием связей с партнерами в рамках ШОС и БРИКС, куда входят страны, находящиеся на разных континентах.

Западные страны, применяя санкции по отношению к России, наносят ущерб и своей экономике. Такова «новая нормальность» в условиях господства транснациональных монополий. Своего рода санкцией по отношению к стра­нам ЕС стал выход Великобритании из этого союза, что существенно отразится на ее экономических отношениях. При определенных условиях вероятна акти­визация ее экономических связей с Россией. В последние годы из-за санкций по отношению к нашей стране эти связи были сокращены.

В сложившейся ситуации возможно увеличение объема экспорта и импор­та, вплоть до поставок из России автомобиля «Нива», востребованного британ­скими фермерами.

Применение по отношению к России санкций стало реальностью даже со стороны международных кредитных организаций. Дело дошло до того, что был объявлен отказ с 2014 г. Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от кредитования российских инвестиционных проектов. Таково «новое поведе­ние» этого многостороннего института развития. Статусу банка как многосто­роннего института развития оно противоречит. В ответ на меры ЕБРР наблю­дается активизация сотрудничества России с Азиатским банком инфраструк­турных инвестиций и Банком БРИКС.

Кстати, позиция ЕБРР по отношению к России экономически невыгодна ему самому. Снижаются его доходы. При этом Россия в ответ на санкции не намерена участвовать в докапитализации ЕБРР. В привлечении средств для ресурсного обеспечения инвестиционных проектов Россия делает ставку на Китай и арабские страны, на другие страны БРИКС. За 2005-2015 гг. ежегод­ный приток инвестиций из Китая в Россию возрос почти в 15 раз.

Нельзя не видеть, что четко проявляются также иные формы диктата за­падных стран в сфере внешнеэкономических связей России. В целом угрозы и вызовы для нашей страны явно возросли, в связи с чем требуется эффективная государственная политика обеспечения экономической безопасности.

Источник: А. Селезнев О СОДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Экономист. 2017. № 7 Угрозы экономической безопасности России Уровень конкурентоспособности России (рейтинг Всемирного экономического форума) В ежегоднике «Глобальная конкурентоспособность 2011–2012» Всемирного экономического форума Россия впервые отнесена к группе из 18 стран, которые совершают переход от модели экономического роста, базирующейся на использовании факторов, обеспечивающих эффективное применение ресурсов, к инновационной модели развития. Критика российского капитализма Обнищание населения России и необходимость нового социального критерия оценки уровня жизни Деиндустриализация экономики России Реиндустриализация российской экономики Специфика реиндустриализации российской экономики Уровни стратегического планирования в Федеральном законе N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. Стратегия развития экономики России и социальная сфера

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *