Как изменить экономику России и избавиться от «ресурсного проклятия»

Экспортно-сырьевая модель российской экономики не только исчерпала свои возможности индуцировать экономический рост, но и выступает главной причиной (или одной из главных причин) ее длительной стагнации. Бесполезно ждать, когда новая модель роста сложится сама собой, но и вновь запустить заглохший мотор сырьевой экономики не удастся. Сам факт доминирования экспортно-сырьевой модели практически исключает качественный экономический рост и формирование современной, диверсифицированной экономики. Изменять макроэкономический механизм функционирования российской экономики необходимо уже сегодня, а не в более или менее отдаленном будущем, причем важно, в частности, демонтировать экспортно-сырьевую модель.

Существует устойчивая иллюзия, будто нефтегазовый комплекс служит основным центром создания дохода, который в среднесрочной перспективе нужно перераспределить в пользу других видов деятельности. Реальная ситуация такова: в прибыли нефтегазового комплекса концентрируется значительная часть добавленной стоимости, создаваемой во всех видах деятельности отечественной экономики. Механизмом этой концентрации выступают заниженный курс рубля и монопольное ценообразование на внутреннем рынке. Часть монопольной прибыли, или ренты, нефтегазовый комплекс передает в бюджет, но значительная ее часть вывозится за границу. В настоящее время от 40 до 60% валютных поступлений от нефтегазового экспорта используется для вывоза капитала и оплаты чистых доходов иностранных инвесторов и работников.

Задача заключается не в том, чтобы с помощью налогово-бюджетной системы перераспределить монопольный доход, а в том, чтобы исключить концентрацию дохода в прибыли нефтегазового комплекса. Тогда будут формироваться новые центры дохода, произойдет перераспределение инвестиций в пользу инфраструктурных и инновационных отраслей, возникнет новый механизм экономического роста.

Для формирования такого механизма нужно отказаться от кратного занижения курса рубля и монопольного ценообразования, от максимизации экспорта и чистого экспорта. Равновесие платежного баланса должно поддерживаться за счет регулирования трансграничного движения капитала. Уровень добычи энергоносителей (и соответственно объем инвестиций в нефтегазовый комплекс) должен определяться внутренними потребностями экономики и оплатой желаемого импорта, а не финансированием вывоза капитала и выплатой доходов иностранным инвесторам. Расходы на выплату чистых доходов нерезидентов в среднесрочной перспективе также можно свести к минимуму при условии регулирования не только вывоза, но и ввоза капитала.

Минимизация чистого экспорта позволит приблизить норму накопления реального капитала к сложившейся в экономике норме сбережения, равной 30% ВВП, без снижения доли расходов на текущее потребление. Перераспределение инвестиций в пользу инфраструктурных и перерабатывающих отраслей приведет к повышению предельной эффективности капитала. Все это позволит качественно ускорить рост российской экономики. На ограниченном отрезке времени вполне допустим чистый импорт, финансируемый, предпочтительно, за счет сокращения валютных резервов, а не прироста иностранных обязательств. Это дало бы возможность временно увеличить накопление капитала, выйдя за пределы внутренних сбережений, и форсировать экономический рост.

Концентрация дохода и инвестиций в отраслях с падающей предельной эффективностью капитала выступает главным структурным ограничением роста. Его преодоление сделает смягчение денежной и бюджетной политики эффективным не только в кратко-, но и в долгосрочной перспективе. Дефицитное финансирование государственных инвестиций, в том числе за счет эмиссионного ресурса, создаст исходный импульс для возобновления экономического роста.

Источник: Маневич В. Альтернативные стратегии преодоления стагнации и «новая модель роста» российской экономики // Вопросы экономики, № 8, Август 2017, C. 121-137 Проблемы инноваций в России и сырьевой сектор Роль геологии в развитии нефтяной промышленности Нефтегазовый экспорт России: насколько он рентабелен? Инновации в добывающих отраслях экономики Влияние сырьевого сектора на инновации Ограниченность сырьевой экономики Нефтегазовый сектор России: ключевые особенности Задачи государственного регулирования нефтегазового сектора РФ Государственное регулирование НГК РФ направлено на решение следующих задач. Механизм государственного регулирования нефтегазового сектора РФ В целом механизм государственного регулирования НГК, на наш взгляд, можно представить в виде взаимодействия трех блоков.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *