Нефтегазовый экспорт России: насколько он рентабелен?

Действительно ли экспорт энергоресурсов высокорентабельный и может служить источником финансирования модернизации экономики? Снижение мировых цен на нефть в 2014-2015 гг. привело к резкому падению валютной выручки от экспорта энергоносителей, однако потери отраслей, ориентированных на экспорт, во многом компенсировались в результате снижения валютного курса рубля. Авторы программы Столыпинского клуба настаивают на дальнейшем его ослаблении в краткосрочной перспективе. Цена экспортируемой тонны нефти, уплачиваемая в долларах, не зависит от курса доллара к рублю. Ослабление рубля повышает рентабельность экспорта, но ничего не прибавляет к экспортной цене нефти и других товаров. Дополнительный доход, который получают экспортеры вследствие ослабления рубля, не может возникнуть в результате арифметической операции умножения цены в долларах на увеличившийся множитель — повысившийся курс доллара. Дополнительный доход, возникающий в результате удорожания доллара на внутреннем российском валютном рынке, выплачивается экспортеру не внешним миром, а российскими индивидами, корпорациями, институтами, которые покупают доллары по возросшей цене в рублях.

Реальная цена, уплачиваемая внешними покупателями российской нефти, выраженная в рублях, равна цене в долларах, умноженной на паритет покупательной способности (ППС). Разность между экспортной ценой, переведенной в рубли по валютному курсу, и ценой, переведенной в рубли по ППС, представляет ренту, уплачиваемую не внешним миром, а самой российской экономикой. В 2016 г. средняя экспортная цена нефти, переведенная в рубли по валютному курсу, составляла 19,5 тыс. руб., а переведенная в рубли по ППС — 6,6 тыс. руб. Разность между этими величинами (12,9 тыс. руб.) — это рента, или экспортная премия на каждую тонну экспортируемой нефти, выплачиваемая экспортеру отечественной экономикой.

Цена, по которой внутренний покупатель приобретает нефть и газ, как правило, ниже экспортной цены, переведенной в рубли по валютному курсу, но значительно выше экспортной цены, переведенной в рубли по ППС (табл. 1). Как видно из данных таблицы 1, экспортная цена природного газа, переведенная в рубли по валютному курсу, составляла в 2016 г., примерно 10,5 тыс. руб. за 1000 куб. м. Внутренняя цена газа равнялась 5 тыс. руб. Возникает впечатление, что газовые корпорации дотируют отечественную экономику, продавая газ на внутреннем рынке по искусственно заниженным ценам.

Таблица 1

В действительности дело обстоит иначе. Экспортная цена газа, переведенная в рубли по ППС, составляла в 2016 г. 3,5 тыс. руб. за 1000 куб. м. Следовательно, внутренняя цена газа была на 1,5 тыс. руб. выше реальной экспортной цены, уплачиваемой остальным миром. Отечественная экономика уплачивала газовым монополиям ренту, равную 1,5 тыс. руб. на каждую 1000 куб. м газа, продаваемого на внутреннем рынке. Рента, содержавшаяся в цене 1000 куб. м экспортируемого газа, выраженной в рублях по валютному курсу (также уплачиваемая отечественной экономикой), составляла 7 тыс. руб.

Еще более яркую картину дотирования нефтегазового комплекса за счет отечественной экономики дает сопоставление экспортных и внутренних цен на нефтепродукты. Внутренняя цена приобретения дизельного топлива составляла в 2016 г. примерно 40 тыс. руб. за 1 т; цена мирового рынка, переведенная в рубли по валютному курсу, — 25,8 тыс., а переведенная в рубли по ППС, — 8,7 тыс. руб. Таким образом, внутренняя цена на дизельное топливо была существенно выше экспортной цены, переведенной в рубли не только по ППС, но и по валютному курсу.

Источник: Маневич В. Альтернативные стратегии преодоления стагнации и «новая модель роста» российской экономики // Вопросы экономики, № 8, Август 2017, C. 121-137 Как изменить экономику России и избавиться от «ресурсного проклятия» Влияния экспорта минеральных продуктов на эффективность экономики России Проблемы инноваций в России и сырьевой сектор Нефтегазовый сектор России: ключевые особенности Задачи государственного регулирования нефтегазового сектора РФ Государственное регулирование НГК РФ направлено на решение следующих задач. Механизм государственного регулирования нефтегазового сектора РФ В целом механизм государственного регулирования НГК, на наш взгляд, можно представить в виде взаимодействия трех блоков. Применение ренталс в России Для повышения эффективности разработки месторождений полезных ископаемых в механизм государственного регулирования НГК России, на наш взгляд, следует включить такой инструмент, как ренталс , который успешно используют в развитых нефтедобывающих странах, в частности в Норвегии, США и д р. ​Российская внешняя торговля машинотехнической продукцией (2014 г. ) Избыток экспорта над импортом в России, как источник олигархической ренты

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *