Особенности работы ученого

Вне зависимости от дисциплины исследователь имеет возможность посвятить себя работе, в которой центральную роль играет внутренняя мотивация. Подавляющее большинство моих коллег — люди увлеченные, «одержимые исследованиями», как любил говорить основатель Тулузской школы экономики Жан-Жак Лаффон. Это же можно сказать и о многочисленных исследовательских лабораториях во всех научных дисциплинах. Научное сообщество образует привлекательную рабочую среду, которая ни в чем не уступает рабочей среде других сообществ. Исследовательская деятельность отличается тем, что требует длительного времени, явно необходимого для ученого. Долгосрочная перспектива порождает сомнения, схожие с боязнью чистого листа у писателя, но также дарит моменты настоящих интеллектуальных переживаний. Великий французский ученый Анри Пуанкаре описывал ни с чем не сравнимое удовольствие от открытия (эта цитата выгравирована на медалях CNRS4): «Мысль — это лишь вспышка света посреди долгой ночи, но именно в этой вспышке все и заключено». Профессия ученого, несомненно, привилегированная, очень свободная и, в качестве «вишенки на торте», дарит яркие моменты, когда то, что было сложным и запутанным, внезапно становится простым и ясным. Помимо этого, как и любой преподаватель, исследователь, разумеется, обладает счастливой возможностью делиться своими знаниями.

Конечно, внутренняя мотивация не единственная движущая сила нашей деятельности. Ученые не отличаются от членов других социопрофессиональных групп: они реагируют на окружение и на стимулы, с которыми сталкиваются. Они осуществляют и организуют свою деятельность не только на основе внутренней мотивации, но и из стремления завоевать признание коллег и общества, сделать карьеру или получить власть либо финансовое благополучие.

Каждый исследователь стремится к признанию среди своих коллег, он также часто нуждается в общении с лучшими студентами, в облегчении условий своей работы и повышении уровня своего жизненного комфорта. Но чем ближе научная дисциплина к практическим приложениям, как в случае экономики, информатики, биологии, медицины или климатологии, тем большее значение приобретают внешние факторы: вознаграждения от частного или государственного сектора, уважение и дружба за пределами научных кругов, жажда внимания со стороны СМИ или стремление оказывать политическое влияние.

Мотивирующие факторы многочисленны и сложны, но в конечном счете природа мотивации не столь уж важна. Исследователь может развивать свою теорию, руководствуясь тщеславием, жаждой наживы или соперничеством с соседом по офису; наиболее важными при этом остаются развитие науки и проверка достоверности знаний путем открытой критики.

Источник: Ж. Тироль Экономист в общественной жизни // Вопросы экономики, № 8, Август 2017, C. 42-55 Роль ученых в обществе Коммерческая деятельность ученых Ученые и средства массовой информации (СМИ) Политические взгляды ученых Институциональное партнерство в науке Влияние экономистов на политику и власть Политическая экономия Антуана де Монкретьена Что такое научная школа? За что дали Нобелевскую премию по экономике 2015 года Ангусу Дитону?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *