Зеленый рост экономики

На данном этапе развития постоянное изменение параметров экономической системы, ее неуклонный рост, по-прежнему, требуют значительного количества ресурсов. В отчете Всемирного фонда природы за 2010 г. индекс живой планеты (оценка состояние биоразнообразия) показывает падение на 30 % по сравнению с 1970 г., а экологический след человечества (потребность человека в природных ресурсах) с 1966 г., напротив, увеличился почти в два раза. Таким образом, к 2030 г. Для поддержания нынешнего уровня жизни может потребоваться вдвое больше ресурсов, чем наша планета располагает в настоящее время. То есть, в то время как национальные доходы будут расти, показатели экологической устойчивости станут неуклонно снижаться.

Достижение всеобщего благополучия теоретически возможно при помощи перераспределения доходов и учета «внешних эффектов». Это влечет за собой вмешательство государства, а также требует ведения рациональной налоговой и бюджетной политики. Эти тезисы были сформулированы в 20-е гг. XX в. Р. Парето и А. Пигу.

Согласно теории пределов роста, при сохранении современных тенденций вероятна глобальная катастрофа. Для предотвращения подобного сценария был предложен «нулевой рост», то есть, по сути, отказ от научно-технического прогресса.

Наряду с экономистами международные организации так же обратились к проблеме устойчивого развития. Ярким примером может служить разнообразие направлений, разрабатываемых Организацией Объединённых Наций, таких как: программа по окружающей среде, ЮНЕП; экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана, ЭСКАТО и др. Помимо ООН этими вопросами занимаются и такие международные организации, как Институт глобального «зеленого» роста (Global Green Growth Institute – GGGI), активно лоббирующие развитие направлений «зеленого» роста. Иными словами, все международное сообщество пытается найти пути для перехода к «зеленой экономике», которая призвана привести в равновесие экономические системы, интересы человека, природы, а также найти способы эффективного использования ресурсов.

При всех очевидных преимуществах, «зеленый» вектор развития имеет свою специфику, которая обусловлена разницей, зачастую существенной, в обеспечении стран ресурсами.

Для реализации проектов в рамках «зеленой» экономики потребуется государственное финансирование: налоговые преференции, ужесточение технических регламентов, субсидии, ссуды и, кроме прочего, модернизация государственной инфраструктуры. Это послужит стимулом для всеобщего «зеленого» курса. Также целесообразно использовать такие инструменты, как: трансфертные технологии, то есть перемещение технологий из развитых стран в страны с менее развитыми экономиками; стимуляцию производства экологичной продукции через систему госзакупок; вливание государственных инвестиций в обозначенные инфраструктуры и природный капитал; целевая государственная поддержка НИОКР, связанных с созданием и внедрением экологически чистых технологий; устранение торговых барьеров на пути экологических товаров и услуг. Среди других мер содействия внедрения «зеленого» курса называют: экономические исследования, обосновывающие целесообразность такого перехода; создание рабочих мест в «зеленом» секторе посредством привлечения административных органов, предприятий, общественности как на местном, так и на национальном уровне;подготовку и переквалификацию персонала для заполнения «зеленых» рабочих мест; упорядочивание системы учета природных ресурсов; интеграцию целей «зеленой» экономики и политики устойчивого потребления и производства в национальные стратегии развития и т. д.

Мировое сообщество уже имеет определенный опыт по замещению «стандартной» экономики «зеленой». Об этом свидетельствуют различные методологические подходы, рекомендуемые международными организациями и использованные в международных соглашениях по регулированию и мониторингу антропогенного воздействия на окружающую среду.

В мировом сообществе наблюдается крайне различный подход к формированию развития «зеленой экономики». В большинстве стран мира реализуют антикризисные программы на основе учета принципов «зеленой экономики» применяя единообразный подход к отражению показателей и индикаторов в документах прогностического характера. Но эти показатели в части европейских стран, стран Северной Америки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стран СНГ существенно отличаются. Это объясняется спецификой стран, но развитие на основе «зеленой» экономики и активного участия в процессе обобщения опыта различных стран приведет к обеспечению и усилению комплексного подхода между тремя основами устойчивого развития, а именно: экономическим ростом, социальным развитием и защитой окружающей среды.

Источник: Ю.Б. Ткач ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ИНДИКАТОР ГЛОБАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Зеленая экономика в России Принцип декаплинга Как добиться экономического роста в России Прогноз роста мировой экономики и ряда стран в 2015 — 2019 гг. Профессиональное образование как фактор экономического роста Направления реформирования экономики России Влияние глобализации на экономику стран мира Критика экспортно-сырьевого типа роста Точки роста экономики России после кризиса 2014 года

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *