Количество иностранных студентов в странах мира

Сегодня значительный рост потоков образовательной миграции привел к тому, что многие страны уже рассматривают международную учебную миграцию как важнейшую составную часть своей внешней политики, которая направлена на укрепление как экономического, так и политического влияния в мире. Оказание образовательных услуг, которые включают высшее и среднее образование, языковые курсы, дополнительное профессиональное образование, стажировки и т.д. являются одной из самых доходных экспортных отраслей. Особенно это касается государств, занимающих лидирующие позиции на международном образовательном рынке. Самыми крупными странами, в которых обучается наибольшее количество студентов, сегодня являются: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония, Канада, Испания.

Финансовый анализ международного рынка образовательных услуг показывает, что его общие валовые доходы от его деятельности превышают 100 млрд. долл. США, количество же иностранных студентов, ежегодно приезжающих в другие страны по образовательным программам и стажировкам превышает 5 млн. человек. Статистические данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают долгосрочную тенденцию, характеризующую увеличение числа иностранных студентов. За последние 30 лет численность иностранных студентов возросла почти в 5 раз, с 800 тыс. человек в 1975 г. до 4,1 млн. человек в 2015 г.

Рост численности иностранных студентов связывают со следующими факторами: во-первых, стратегии, проводимые государствами по сохранению и развитию политических и социальных связей между странами. Особенно в связи с построением единого европейского пространства. Во-вторых, значительное увеличение количества студентов, получающих высшее образование. В-третьих, демократизация цен в условиях глобализации в сфере транспортного сообщения и т.д.

В последние годы увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, превосходит рост темпов общей численности всех студентов в мире. По данным ЮНЕСКО, с 2010 года количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, возросло на 65 %, а число иностранных студентов в мире увеличилось на 80%.

Но данная тенденция была нарушена в 2008-2009 гг. Мировой финансовый кризис сократил международную мобильность студентов, уменьшил финансовую помощь учащимся для получения образования за границей, поэтому в данные годы количество иностранных студентов, по сравнению с предыдущими годами резко сократилось. Однако позднее тенденция вернулась к прежней направленности.

По данным ОЭСР, в 2015 г. половина всех иностранных студентов предпочитала получать образование в пяти странах. Больше всех иностранных студентов в мире обучаются в США — 18%, в Великобритании – 10%, Австралии – 7%, в Германии – 7%, во Франции тоже 7%. Далее следуют Канада — 5%, Россия – 4%, Испания – 2%.

Как и в любой конкурентной области в образовании тоже наблюдается в ходе конкурентной борьбы появление новых участников, и потеря лидерства другими игроками. Так, за последние 10 лет доля иностранных студентов, желающих обучаться в США, сократилась с 23% до 18%. Это вызвано ужесточением въездных правил для иностранных студентов, после террористических событий 11 сентября 2001 года. Наблюдается уменьшение число иностранных студентов на 2% и на 1% в Великобритании. При этом наблюдается рост количества иностранных студентов примерно на 2 % в Австралии, Новой Зеландии и России.

В нашей стране рост численности иностранных студентов связан с присоединением к Болонскому процессу в 2003 году. Кроме России, на мировом рынке образования усилили свои позиции Южная Корея, Канада, Италия, Франция, и Испания. Самым значительным игроком на этом рынке стал сегодня Китай. Количество иностранных студентов в 1998 году составило всего 43 тысячи, а в 2014 году – свыше 200 тысяч.

Очень часто студенты выбирают страну обучения, рассчитывая найти позднее в ней работу, остаться на постоянное место жительства и меняют свой миграционный статус. Согласно статистическим данным, сегодня в мире обосновываются в стране своего обучения примерно 25 % иностранных студентов. Этот показатель выше в Германии, Австралии, Канаде, Франции, Нидерландах, Чехии. Так для Канады этот показатель равен 33 %.

Главными потребителями услуг на международном рынке вузовского и послевузовского образования сегодня являются студенты из Азии, за ними следуют представители Западной Европы. Среди стран ОЭСР молодые люди предпочитают получать образование за границей в других странах ОЭСР немецкие студенты (3,6 %), корейские (4,8 %) и французские студенты (2,1 %). Далее следуют студенты из Канады, США, Японии их доля в общей численности студентов в ОЭСР составляет по 1,8 %.

Среди стран не являющихся членами ОЭСР преобладают китайские студенты в общей численности всех иностранных студентов. Доля студентов из КНР в общей численности всех иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, составляет целых 18,2 %. Больше всех они получают образование в США (21,9%), в Японии – 14 %, в Австралии – 12,4%.

На втором месте находится Индия. Индийские студенты составляют 7,3 процента, обучающихся в государствах ОЭСР. Далее в порядке убывания следуют Малайзия -1,9 %, Марокко – 1,6 %, Вьетнам – 1,5 %, Россия – 1,3%. Среди азиатских студентов необходимо выделить учащихся Индонезии, Непала, Пакистана, Сингапура.

Таким образом, учебная миграция сегодня один из наиболее динамично развивающихся видов территориального движения населения. Образование в современных условиях – это сложнейший феномен, проникающий во все сферы общественной жизни. Преобразования, осуществляемые в данной области, многое определяют в каждой стране: и уровень жизни нации, и благосостояние населения, и национальную безопасность государства, и будущее этой страны. Именно интеллектуальный потенциал государства является главным фактором и ресурсом процветания каждой страны. Подготовка же профессиональных специалистов с высшим образованием всегда была и будет важной стратегической задачей государства. Высшие учебные заведения превращаются в центры притяжения молодежи и создают прочные условия для создания устойчивой учебной миграции.

Сегодня для России учебная миграция представляется одним из экономически выгодных направлений улучшения качественного состава как демографических, так и трудовых ресурсов. В силу этого, регионы Сибири и Дальнего Востока должны быть заинтересованы в развитии широкой системы информационных, правовых, консультационных и других сервисов для развития данного вида миграции.

Источник: Е.А. Трофимов, Т.И. Трофимова ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МИГРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Учебная миграция Где репетитору найти учеников? Порой даже самые квалифицированные и опытные педагоги не могут найти учеников. А что уже говорить о молодых преподавателях, которые только приступают к работе и не имеют определенного авторитета? Международная миграция в условиях глобализации Меры миграционной политики Кто относится к трудовым мигрантам? Переизбыток людей с высшем образованием в России Финансовая грамотность населения и индекс финансовой грамотности Повышение качества высшего образования в России: обратная связь со студентами Система высшего образования – единственный общественный институт, обеспечивающий одновременное решение трёх важнейших социально-экономических задач. Трудовая миграция в России: история и современное состояние

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *