Современное состояние государственной поддержки научной деятельности в вузах России (2017 — …)

Современный этап научно-технологического развития России (2017 г. – настоящее время). Данный этап мы связываем с принципиальными изменениями государственного курса в связи с принятием Стратегии научно-технологического развития России до 2035 г. (далее — Стратегии). Над Стратегией работали более 3000 экспертов в течение полутора лет, работу курировало Министерство образования и науки РФ, где за этот период сменился министр и другие ключевые фигуры. В январе 2016 г. Президент страны отметил, что этот документ такой же важный, как и стратегия национальной безопасности. Проект документа широко обсуждался общественностью на специально созданном сайте.

Авторы стратегии обозначили приоритетные направления развития отечественной науки. Среди них — цифровые производственные технологии и новые материалы, развитие систем обработки больших объемов данных, машинное обучение и искусственный интеллект, переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, персонифицированная медицина.

Реализовывать стратегию будет Правительство Российской Федерации с органами власти, академиями, научными и образовательными организациями. Органам власти регионов рекомендовано руководствоваться положениями стратегии при «осуществлении своей деятельности в этой сфере».

Деньги на реализацию будут выделены из бюджета. Планируется, что затраты на исследования и разработки будут поэтапно увеличены до 2 % от ВВП, включая пропорциональный рост частных инвестиций, который к 2035 г. должен быть не ниже государственных.

Таким образом, значительное влияние на развитие научно-исследовательской деятельности вузов оказывает внешняя среда (экономические, политические, социально-культурные, технологические и ресурсные факторы). Ключевую роль играет принятие важных нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие науки и образования России в долгосрочной перспективе. Университеты уже не могут работать по-старому, им необходима стратегия, которая должна быть разработана или скорректирована с учетом специфики и опыта организаций, региона, в котором она функционирует.

В январе 2017 г. Минобрнауки РФ перераспределило государственное задание на исследования и разработки высшим учебным, при этом 70 % сумм рассчитано исходя из количества научных работников, которые уже работают. Оставшиеся 30 % привязаны к оценке результативности вуза исходя из следующих критериев:

— умение вуза привлекать деньги из конкурсных источников. Чем больше у вуза средств, полученных на конкурентной основе, тем больше ресурсов в базовом государственном задании;

— количество РИДов, публикации. Чем больше результативность, тем больше денег будет вложено;

— награда за качество менеджмента. Дополнительные средства должны прийти тем университетам, которые обеспечили максимальный рост, а точнее, максимальную динамику результативности.

При этом директор Департамента Минобрнауки РФ отмечает, что Министерство не планирует директивно определять тематику, численность исследователей, а только создает условия для развития. Сегодня сами организации высшего образования имеют все возможности выбора направлений научных исследований, формирования коллектива, определения размеров заработной платы, объема и критериев стимулирующих выплат и так далее. Ответственность за численность сотрудников и эффективность их работы лежит на руководителях организаций или исследовательских групп.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность образовательных организаций высшего образования должна быть ориентирована на приоритетные направления научных исследований России; учитывать мировые тенденции в прикладной и фундаментальной науке для чего необходимо анализировать рынки научных услуг, изучать ниши, закрытые зарубежными патентами, разрабатывать стратегии.

Также важно понимать, что эффективное функционирование образовательных организаций нового типа, их успешное, поступательное развитие возможно, только если у коллектива будет присутствовать понимание стратегии и перспектив развития вуза, если коллектив будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательной организации в целях реализации государственно-общественной системы управления организацией.

Источник: Л.В. Санина УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Научная деятельность российских вузов в начале 21 века Государственная поддержка научной деятельности вузов России в 2007-2017 гг. Что такое научная школа? Профессиональное образование как фактор экономического роста Проблема копирования западной экономической мысли российскими учеными Деградация экономической науки в России Кого можно отнести к рабочему классу Научная деятельность вузов России в 90-х Оценка научной работы: критика библиометрического подхода

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *