Государственная поддержка научной деятельности вузов России в 2007-2017 гг.

Этап перехода к развитию науки, технологий и инноваций в качестве одного из главных инструментов инновационного развития России (2007–2016 гг.). В этот период был принят ряд нормативных и программных документов стратегического планирования Российской Федерации, закрепивших в качестве приоритетного инновационный сценарий социально-экономического развития России, а также необходимость технологической модернизации отдельных отраслей экономики и установивших ориентиры развития науки и образования на долгосрочную перспективу.

Проект поддержки ведущих российских вузов, предполагающий выделение из федерального бюджета дополнительных финансовых средств для целевой поддержки ведущих российских вузов, был начат 29 ноября 2009 г. 

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. значительное внимание было уделено стратегическому видению места и роли системы высшего образования в комплексных усилиях государства, бизнеса и широкой общественности по формированию в России общества знаний. Высшие учебные заведения составляли около 13 % организаций, выполняющих исследования и разработки в России (в 2 раза больше, чем промышленные предприятия, и вполовину меньше научно-исследовательских организаций), и более 80 % исследовательских организаций сектора высшего образования.

С принятием стратегии внутренние затраты на исследования и разработки в России в абсолютном значении 2007 г. возросли на 30 % по отношению к предыдущему году и двукратно увеличились за десятилетие. В то же время, динамика данных затрат в процентах к ВВП (рис. 1) иллюстрирует более скромные тенденции.

Рис. 1. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП: 1995–2015

Наибольшая доля совокупных затрат России и расходов сектора высшего образования приходилась на исследования в технических и естественных науках. Приоритеты научной деятельности высшей школы того времени соответствовали единой концепции инновационного развития страны, в которой один из основных акцентов делался на перспективы превращения страны в мировой центр технологических инноваций.

Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г., декларируется необходимость создания правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, в том числе условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок. В продолжение этой государственной инициативы Федеральным законом от 02 августа 2009 г. № 217–ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.

Созданы государственные корпорации («Ростех», «Росатом», «Роснано», позднее — «Роскосмос») в наукоемких отраслях экономики, отраслевые государственные холдинги («Объединенная судостроительная компаний», «Объединенная двигателестроительная компания» и др.).

Тем не менее, развитая система рыночных отношений в области коммерциализации интеллектуальной собственности не была сформирована. В 2007 г. Комитетом по интеллектуальной собственности торгово-экономической палаты России была создана Биржа интеллектуальной собственности, но за следующие два года ее работы ни авторы, ни правообладатели не обратились за помощью в продаже изобретения, равно как и инвесторы не обращались с намерением приобрести изобретения.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 219 от 9 апреля 2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» в 2010 г. был проведен конкурсный отбор программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и со второй половины года началось бюджетное финансирование вузов победителей конкурса.

Открытый конкурс проводило Министерство образования и науки Российской Федерации. Организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурса осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБУ НИИ РИНКЦЭ). Было определено 56 победителей первой очереди и 22 второй. Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений — победителей конкурса осуществлялась в виде дополнительных бюджетных ассигнований по смете либо в форме субсидий сроком от 1 до 2 лет.

Одновременно был создан механизм контроля расходования бюджетных средств и выполнения вузами программ развития инновационной инфраструктуры. НИИ РИНКЦЭ был выбран организацией-монитором, после чего был утвержден регламент мониторинга.

Специалисты организации выявили наиболее очевидные тенденции в выполнении программ:

– ориентация вузовских программ на разные по масштабу задачи (развитие собственной инновационной системы, выход на позиции научно-технологической поддержки региональной экономики, поддержка отраслей и производственных процессов на уровне Российской Федерации);

– стремление с помощью приобретаемого научного и научно-производственного оборудования получить технологическое превосходство над общим уровнем оснащения промышленности, что позволяет создать условия для трансфера технологий.

Распределение результатов деятельности вузов по итогам выполнения Программ представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение результатов деятельности между вузами по итогам выполнения программ развития инновационной инфраструктуры во втором полугодии 2010 г. – 1 полугодии 2013 г.

Сумма по группе

% от общего числа

Среднее значение

Число хозяйственных обществ (далее – ХО)

Низшая группа

22

1,8

2,8

Высшая группа

306

25,5

38,3

Объем работ и услуг в ХО, руб.

Низшая группа

900 000

0,03

112 500

Высшая группа

1 535 993 287

44,4

191 999 161

Число инновационных проектов в разработке в ХО

Низшая группа

5

0,12

0,63

Высшая группа

1707

42

213,4

Число инновационных проектов в разработке, всего

Низшая группа

15

0,26

1,9

Высшая группа

2295

40

287

Число результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД)

Низшая группа

89

0,8

11

Высшая группа

3930

35,4

491

Получено охранных документов по РИДам

Низшая группа

47

0,65

5,9

Высшая группа

2527

35

316

Примечательно, что первым в рейтинге инновационной системы вузов был Иркутский государственный технический университет, оставив далеко позади лидеров национального рейтинга вузов МГУ и МФТИ. Успехи иркутского вуза были связаны с его максимальными успехами в организации связей с промышленностью, создании развитой и активной системы трансфера результатов научной деятельности. При этом уровень его разработок был ориентирован непосредственно на прикладные цели при относительно слабо представленных фундаментальных исследованиях.

1 ноября 2011 г. был объявлен Конкурс поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В конкурсе приняли участие 248 вузов, подведомственных Минобрнауки России, 55 из них были признаны победителями (21 классический университет, 22 инженерно-технических вуза, 12 гуманитарно-педагогических и иных вузов). Был в числе этих вузов и Иркутский государственный университет. Победители получили финансирование из федерального бюджета на реализацию программ в течение трех лет (2012–2014 гг.) в размере до 100 млн р. в год.

Вышеперечисленные проекты позволили руководителям образовательных учреждений осуществить настройку стратегического видения вузов, которые должны ориентировать собственные планы на потребности рынка труда, планы социально-экономического развития регионов и перспективные направления науки и технологий.

На этом этапе выделились регионы с сильными инновационными программами; разрабатывались программы инновационного развития крупных корпораций с государственным участием; созданы национальные исследовательские университеты; начата реализация проекта повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов («Проект 5–100), созданы Инновационный центр «Сколково», Российский научный фонд, объявлена Национальная технологическая инициатива. Инициативы были направлены на формирование принципиально новых рынков в долгосрочной перспективе.

Для принятия управленческих решений по итогам Указов Президента РФ 2012 г. Минобрнауки РФ стало составлять различные рейтинги. С 2013 г. осуществляется мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, с 2014 г. мониторинг научно-инновационной деятельности, с 2016 г. мониторинг качества подготовки кадров. Сбор информации происходит через модули сбора данных, которые содержат в себе более 300 показателей, комплексно характеризующих учебную, научную и другие виды деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования.

В настоящее время российский сектор НИОКР по объемам бюджетного финансирования и по численности занятых является одним из самых значительных в мире. При этом прослеживается тенденция к увеличению доли вузовской науки во внутренних затратах на исследования и разработки. В 2013 г. она составила 9,1 % (67,5 млрд р.), в 2014 г. 9,8 % (82,9 млрд р.), при этом соотношение объемов средств бюджета и внебюджетных источников составляет 48 к 52. Значительная доля публикаций российских исследователей в 2015 г. по предварительным данным приходится на вузовский сектор науки (48,13 %). В 2013 г. этот показатель составил 41,12 %, в 2014 г. – 44,35 %.

Рост финансирования исследований и разработок и инновационной инфраструктуры не привел к автоматической реализации инновационного сценария развития Российской Федерации. Доля инновационной продукции в России в общем выпуске составляет всего 8–9% (в странах-лидерах — около 15 %). Производительность труда по экономике России в целом в два и более раз отстает от стран-лидеров, а в несырьевых отраслях она на 18 % ниже, чем по экономике в целом. Доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет всего 0,4 %.

Таким образом, несмотря на созданные условия и значительную активность российских исследователей, можно говорить, что результаты их работы не трансформируются в оформленные изобретения, оформленные разработки не коммерциализируются, практические отсутствует спрос со стороны инвесторов к передовым отечественным технологиям. Все это способствует нарастающему технологическому отставанию России от индустриально развитых стран, инновационный сценарий развития не реализуется в полной мере, выплаты по импорту технологий в последние годы превышают выплаты по экспорту технологий примерно в три раза. Требуется принятие кардинальных мер.

Источник: Л.В. Санина УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Научная деятельность российских вузов в начале 21 века Современное состояние государственной поддержки научной деятельности в вузах России (2017 — …) Кого можно отнести к рабочему классу Предпринимательская деятельность музеев Что такое научная школа? Использование поведенческого подхода в теоретических экономических исследованиях Независимая информационная система, отслеживающая трансакции предпринимателей Содержание предпринимательства как вида деятельности Роль предпринимательства в экономике с позиции разных научных школ

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *