Научная деятельность вузов России в 90-х

Этап кризисной оптимизации и адаптации сектора науки и технологий к рыночной экономике (1991–2001 гг.). Начиная с 90-х гг. XX в., в России осуществляется широкая модернизация системы образования, направленная на ее «демократизацию и позитивное развитие как открытой государственно-общественной системы». В этот период развития, когда не были сформированы рыночные механизмы российской экономики, в полной мере проявилось ослабление уровня государственного регулирования, сокращение объемов финансирования учреждений образования, падение престижа труда педагогов и научных работников, сокращение масштабов социальной защиты и ограничение возможностей граждан на равный доступ к образованию. Вузы активно искали новые источники финансирования, что спровоцировало диверсификацию образовательных услуг и нерациональное использование научно-педагогических ресурсов. Как следствие — снижение объемов и качества научных исследований вузовской науки.

В высшем образовании в этот период активно создавались технопарки и бизнес-инкубаторы при поддержке федеральных и региональных властей. На наш взгляд, от эффективного исполнения этой задачи образовательные организации отвлекала необходимость решения других сложных проблем, связанных с выживанием, среди которых, кроме вышеперечисленных, отсутствие четких «правил игры» в образовании; принципиальные изменения спроса на образовательные услуги; нехватка, моральное и физическое старение материальных фондов, которыми располагали вузы; отток квалифицированных кадров в бизнес и прочие проблемы.

Постепенно вузы учились самостоятельно хозяйствовать и начали преодолевать имеющиеся сложности, но возникали другие проблемы, актуальные для всего мирового образовательного сообщества: динамичность внешнейсреды; рост конкуренции; изменение качества и характера конкуренции; перераспределение относительной важности стейкхолдеров; изменение системы требований к высшему образованию со стороны рынка абитуриентов и труда; дефицит квалифицированных кадров; рост конфликтов внутри вуза.

Стоит отметить также, что в 1990-е гг. на фоне общего сокращения объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) доля госбюджетного финансирования вузовских исследований и разработок была равна 60–70 %. На этом этапе была создана нормативно-правовая основа для ведения научно-инновационной деятельности в стране; сформированы некоторые элементы инновационной инфраструктуры; было расширено конкурсное финансирование НИОКР; происходила активная интеграция научных исследований страны в международную кооперацию.

Источник: Л.В. Санина УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Профессиональное образование как фактор экономического роста Проблема копирования западной экономической мысли российскими учеными Научная деятельность российских вузов в начале 21 века Государственная поддержка научной деятельности вузов России в 2007-2017 гг. Современное состояние государственной поддержки научной деятельности в вузах России (2017 — …) Отношения преподавателей и студентов в России Концепт дистанции власти, предложенный Г. Хофстеде, позволяет измерять степень асимметричности в отношениях между ученым и студентом. Почему в СССР было хорошее экономическое образование? Что такое научная школа? Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *