Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в России

Налоговый контроль играет значительную роль в функционировании финансовой системы государства. Именно он позволяет максимально эффективно отслеживать налоговые поступления и выявлять налоговые правонарушения. Налоговые проверки выявляют проблемы текущего состояния нарушений и прогнозирования налогового контроля в РФ.

Для того чтобы определить наиболее эффективный вид налогового контроля, необходимо провести сравнительный анализ доначисленных сумм налогов и сумм начисленных из них налогов выездными и камеральными налоговыми проверками.

Таблица 2

Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в Российской Федерации за 2013-2015 гг. (тыс. руб.)

Доначисленная сумма налогов, тыс. руб.

Показатели

2013

2014

2015

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Камеральные проверки

50 855 679

15,3

55 484 610

16

82 871 832

23,4

Выездные проверки

280 727145

84,7

290 694 036

84

270 795 846

76,6

Итого

331 582824

100

346 178 646

100

353 667 678

100

Из них начислено налогов, тыс. руб.

2013

2014

2015

Сумма

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Камеральные проверки

42 876 476

16,9

45 689 027

17,7

68 529 880

25,4

Выездные проверки

211 371 347

83,1

213 161 095

82,3

200 770 663

74,6

Итого

254 247 823

100

258 850 122

100

269 300 543

100

Источник: Составлено автором по данным ФНС, отчет № 2-НК за 2013-2015 гг.

Из таблицы 2 можно увидеть, что с каждым годом сумма доначислений по результатам проверок растёт.

Также можно наблюдать, что сумма доначисленных налогов выездными налоговыми проверками превышает сумму доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период. Сумма начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками так же значительно превышает сумму начисленных налогов камеральными налоговыми проверками за весь анализируемый период.

Данная разница сумм доначисленных сумм налогов объясняется более объемной и расширенной процедурой проверки налогоплательщика органами выездных налоговых проверок: анализируются все аспекты финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщика, в то время как органы камеральных налоговых проверок анализируют исключительно документацию и отчетность налогоплательщика. Это говорит о том, что выездные налоговые проверки по этому показателю эффективнее камеральных налоговых проверок.

Причиной роста сумм доначисленных налогов камеральными налоговыми проверками служит создание новых форм электронного взаимодействия с налоговой службой, значительно сократилось количество бумаг, которые необходимо предоставлять в инспекции. Данная динамика отражена на следующем графике.

Рис. 2 Сравнение динамики доначисленной суммы налогов и начисленных из них налогов, %

Таблица 3

Анализ доначисленных сумм налогов на одну камеральную и одну выездную проверки в РФ за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Показатели

2013

2014

2015

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Доначисленная сумма налогов на 1 камеральную проверку, тыс. руб.

1,49

0,02

1,69

0,02

2,59

0,03

Доначисленная сумма налогов на 1 выездную проверку, тыс. руб.

6792,3

99,98

8129,7

99,98

8831,4

99,97

Итого, тыс. руб.

6793,79

100

8131,39

100

8833,99

100

Источник: Составлено автором по данным ФНС, отчет № 2-НК за 2013-2015 гг.

Несмотря на сокращение налоговых проверок, количество сумм доначисленных налогов на одну выездную налоговую проверку намного превосходит количество сумм доначисленных налогов на одну камеральную налоговую проверку за весь анализируемый период.

Это обусловлено тем, что количество проведенных выездных налоговых проверок значительно уступает количеству камеральных проверок, а количество доначисленных сумм налогов выездных проверок опережает количество доначисленных сумм налогов камеральных налоговых проверок.

Причиной увеличения количества сумм доначисленных налогов является введение единого электронного ресурса и дополнительно разработанных программ, позволяющих налоговым органам более эффективно проводить налоговый контроль по камеральным налоговым проверкам.

Сравнительный анализ показал, что выездные налоговые проверки превосходят камеральные по большей части показателей. Несмотря на то, что темпы сокращения количества выездных налоговых проверок превышают темпы сокращения камеральных налоговых проверок, а количество выявленных нарушений камеральными налоговыми проверками уменьшается, в отличие от камеральных, количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов выездными налоговыми проверками значительно превышает количество доначисленных сумм и сумм начисленных из них налогов камеральными налоговыми проверками. Количество доначисленных сумм налогов на одну выездную налоговую проверку так же значительно превосходит количество доначисленных сумм налогов на одну камеральную налоговую проверку.

Таким образом, выездные налоговые проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля. Текущее состояние налогового контроля в Российской Федерации не идеально и имеет ряд проблем, которые необходимо решать, чтобы повысить эффективность процесса сбора налогов. Правительству следует поддерживать тенденции развития выездных налоговых проверок, но в то же время ему необходимо в обязательном порядке совершенствовать процедуры камеральных налоговых проверок. Это позволит повлиять на отрицательные тенденции в динамике налоговых проверок, улучшая тем самым совокупное состояние налогового контроля в стране.

В настоящее время практически не предусматривается анализ и оценка результатов проведенных налоговых проверок. В Федеральной налоговой службе оценка деятельности налоговых органов осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. По итогам контрольной работы налоговые органы формируют и публикуют отчет по форме 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов», который позволяет только по определенным критериям оценить результативность контрольных мероприятий:

  • количество проведенных камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе количество проверок, выявивших нарушения);
  • сумма дополнительно начисленных налогов, пени, санкций по итогам проверок.

Как видно, статистическая отчетность, публикуемая на сайте ФНС России, отражает отдельные результаты камеральных и выездных налоговых проверок, в то время как официальная отчетность, которая указывала бы на эффективность проводимых контрольных мероприятий, отсутствует. В связи с этим назрела необходимость разработки и внедрения системы показателей для оценки эффективности налогового контроля с целью принятия обоснованных управленческих решений по его дальнейшему развитию.

Источник: К.Н. Мордвинцева, С.К. Содномова ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Анализ выездных и камеральных налоговых проверок в России Что такое налоговая обязанность Определение недоимки Понятие налоговой задолженности и ее отличие от недоимки Причины налоговой задолженности

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *