Коррекционная программа адаптации спортсменов

С целью практической реализации комплексной системы мер по оптимизации психоэмоционального состояния личности как одного из основных факторов, влияющих на успех протекания адаптационных процессов, нами была рaзработана социально-психологическая коррекционно-развивающая программа. Данная программа, учитывающая различные подходы к изучению адаптации, ориентирована на разные уровни отражения: декларaтивный, субъективно-переживаемый и неосознаваемый. Определение индивидуальных способностей, ориентаций, направленности, кризисных зон развития и обучение респондентов эмоциональным проявлениям и навыкам социального взаимодействия позволяют целенаправленно влиять на саморегуляцию поведения спортсменов.

В проводимой коррекционной работе были поставлены следующие задачи: обучение приемам, способствующим адаптации и социализации личности; навыкам взаимодействия, повышение самооценки личности; обучение распознаванию и выражению эмоциональных проявлений; повышение уровня эмоционального благополучия, уровня толерантности и переносимости стрессовых нагрузок. Особое внимание уделялось комплексности подхода к разрешению проблем, связанных с адаптацией и социализацией личности. Овладение навыками психоэмоциональной и поведенческой регуляции рассматривалось как фактор увеличения адаптационных возможностей спортсменов.

Проводимые мероприятия были ориентированы на реализацию таких потребностей личности, как потребность в защищенности и принадлежности к группе, в профессиональной значимости и компетентности, в признании и любви, потребность в осознании смысла жизни и в поиске авторитетов, в саморазвитии и самоактуализации. В ходе работы использовались такие интенсивные (активные) методы воздействия на личность, как деловые, имитационные, сюжетно-ролевые, организационные игры, тренинги, практические занятия в действующем социуме.

Коррекционная работа включала несколько этапов: психодиагностический, психопрофилактический и этап коррекции поведения и личностных свойств. На первом этапе определялись факторы дезадаптации, выявлялись факторы риска, определялись личностные свойства и качества личности, уровень психического самочувствия, намечались формы и методы коррекционной работы. На данном этапе использовались такие психодиагностические методики, как СМИЛ, МИЛЛ, тест Роршаха, ТАТ, РАТ, тест Розенцвейга, проективные методы сказкотерапии, тест определения типа поведенческой активности, метод по выявлению и анализу социальных алгоритмов агрессии А.И. Харченко и др. [6].

На втором этапе отбирались методы коррекционной работы. Поскольку большинство испытуемых продемонстрировали достаточно высокий уровень скрытности при наличии внешней ориентации на внешнюю коммуникативную активность, то использовались техники и методики, направленные на снятие внутренних барьеров, на установление доверительных, доброжелательных отношений, а также техники, способствующие развитию различных способов самовыражения; техники, направленные на увеличение самооценки, на усиление самоприятия, на личностную интеграцию, на осознание собственного «Я», на осознание источников, вызывающих чувство вины. Для лиц с высоким уровнем внутреннего напряжения предлагались методики, направленные на его снижение, на обучение приемам релаксации и расслабления. У респондентов также была выявлена связь между силой Супер-Эго (неосознаваемые нормы, правила, установки, ценности) с различными видами агрессии. В этом случае использовались техники, направленные на выявление доминирующих установок, ценностных ориентаций, моральных и нравственных норм, на осознание их роли в жизни исследуемого. Также использовались техники, направленные на выработку коммуникативных умений, на развитие чувства эмпатии, понимания, компетентности в общении, на осознание собственного стиля общения и его особенностей, на выявление ценностно-мотивационной составляющей и ее роли в общении данной личности. В зависимости от выявленного уровня эмоциональной устойчивости предлагались приемы и техники, направленные на усиление способов сознательного контроля за своими действиями, на проверку и тренировку волевых качеств, эмоциональных реакций на внешние воздействия.

В ходе групповой работы обращалось внимание на формирование следующих навыков:

— повышение уровня адаптации и социализации;

— познание себя и других;

— повышение уровня толерантности (порога переносимости стрессовых нагрузок);

— овладение способами психоэмоциональной и поведенческой саморегуляции;

— формирование профессионально-целесообразных переживаний и привитие навыков свободного самочувствия;

— активизация способов общения и межличностного взаимодействия;

— создание атмосферы психологического комфорта;

— выработка действий в типичных ситуациях;

— развитие воображения, индивидуального стиля деятельности.

— оказание помощи в преодолении аффективно-травмирующих страхов, проявлений тревожности;

— через конструктивное решение конфликтных ситуаций изменение отношения к себе и окружающим;

— улучшение психического самочувствия.

Групповой коррекционный процесс был разделен на три основные стадии: ориентировочную (2 занятия), реконструктивную (6 занятий) и закрепляющую (2 занятия). Проводимый тренинг включал в себя элементы коммуникативного, сензитивного тренинга, тренинга выработки желательных форм поведения, социального научения, а также были включены элементы когнитивного анализа, психоанализа, элементы психодрамы, гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии.

Задачей третьего этапа работы была оценка эффективности использованного коррекционного воздействия и отслеживание динамики произошедших изменений. На этом этапе использовался широкий спектр методик, позволяющих оценить психическое состояние участников группы, а также предлагались рекомендации, способствующие сохранению и закреплению положительной динамики изменений.

Проведенная коррекционная работа позволила успешно решить ряд задач по коррекции поведения личности, выявить ее адаптационные возможности и адаптационный потенциал, сформировать готовность к саморегуляции поведения. Таким образом, с целью обеспечения успешной адаптации спортсменов к объективным условиям жизнедеятельности и элементарной биологической и социально-духовной его защищенности необходима организация целенаправленного воздействия на личность, выработка стратегии эффективной социальной жизнедеятельности и саморегуляции поведения.

Источник: А.Г. Терещенко, И.Б. Максимов РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Эффективность адaптации спортсменов в России Интегративно-поведенческая регуляция Виды спортивных гирь Решили заняться спортом и приобщиться к усиленным нагрузкам, чтобы привести своё тело в порядок и нарастить мышечную массу? Экономика спорта как наука Корпоративный спорт и производительность труда Корпоративный спорт в России Правовое регулирование физической культуры и спорта в России Факторы качества услуг в фитнес залах и российские тренажеры На что нужно обратить внимание при управления спортивным залом для тренировок. Критика российского капитализма

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *