Негативные тенденции в экономике России (2014-2017)

Показательным представляется анализ точки зрения, что в России в 2014-2016 годах созданы благоприятные условия для модернизации и диверсификации экономики. Напомним, что подобный подход базируется на двух основных моментах:

Во-первых, падение цен на ресурсы выступает в качестве шока, создающего повышенную мотивацию к структурной трансформации.

Во-вторых, санкции и контрсанкции ограничили давление импорта, что повысило эффективный спрос на товары отечественного производства.

Анализируя представленную модель, на наш взгляд, можно сказать, что эта точка зрения несколько не соответствует действительности. Рассмотрим как изменились агрегаты, используемые при анализе стратегии переключения на специфичные инвестиции:

1. Большинство технологий, необходимых для структурной трансформации российские предприятия могут пока приобрести только за рубежом. Падение национальной валюты и санкции привели к увеличению объема инвестирования, необходимого для повышения спецификации активов.

2. Рост неопределенности экономической ситуации в стране в 2015-16 гг. по сравнению с 2014 г. привел к росту трансакционных издержек и падению горизонта планирования.

3. Ужесточение денежно-кредитной политики значительно увеличивает реальную ставку процента.

4. Планируемое секвестирование бюджета (в том числе обсуждаемая пенсионная реформа) и отказ от индексирования социальных трансфертов по уровню инфляции уменьшает ожидания бизнеса по темпам роста спроса и прибылей.

5. Более 60 % населения считает, что Россия вновь входит в кризис, который продлится не менее 2-х лет. Это привело к тому, что две трети населения стали экономить на продуктах, а реальные расходы россиян в феврале 2017 года опустились до пятилетнего минимума.

Е.В. Балацкий, анализируя целый ряд экономических явлений (выход из институциональных и технологических ловушек, технологические рывки, инновационное развитие и т.д.) особо отмечает в своих моделях, что «горизонт планирования является ведущим фактором технологической и институциональной эволюции», а его снижение может быть компенсировано только возрастанием темпов экономического роста и наоборот.

Но как мы видим из проведенного анализа, два из важнейших фактора, симулирующих спецификацию инвестиций – темп экономического роста и горизонт планирования – демонстрируют негативную тенденцию. Это подтверждается тем фактом, что в настоящее время 3 наиболее значимых фактора, сдерживающих рост производства с позиций самих предпринимателей: недостаток внутреннего спроса, налоги и высокий уровень экономической неопределенности (что и сокращает, на наш взгляд, горизонт планирования).

В завершение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, первоочередной задачей по выходу из сложившейся ситуации непроизводительного предпринимательства является трансформация институциональной среды. В этой связи очевидно стоит обратиться к методике В. Баумоля, разделявшего экономическую систему на два элемента. Постоянный (стабильный) элемент – цели предпринимательства, включающие рентоориентированность. Переменный элемент – структуры выплат в различных видах деятельности.

С позиций указанного подхода, в условиях дисфункциональной институциональной среды отечественной экономики гораздо продуктивнее осуществлять государственное давление на переменный элемент с позиций общественных интересов, чем уповать на стихийное развитие постоянного элемента в сторону «шумпетерианского» предпринимателя-новатора.

Источник: В.А. Рудяков ПРОЯВЛЕНИЕ «ПРОВАЛОВ РЫНКА» В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Провалы рынка в России Критика российского капитализма Обнищание населения России и необходимость нового социального критерия оценки уровня жизни Деиндустриализация экономики России Реиндустриализация российской экономики Специфика реиндустриализации российской экономики Уровни стратегического планирования в Федеральном законе N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. Стратегия развития экономики России и социальная сфера Специфика федерального бюджета России 2016 года

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *