Основными теориями мотивации являются классическая теория Ф.У. Тейлора, которую называют концепцией «экономического человека», концепция «человеческих отношений» американского социолога Э. Мэйо, теории психоаналитического направления З. Фрейда, Г. Мюррея, Э.Эриксона, А.Адлера, Г.Олпорта и др.

Развитие теорий мотивации А.Маслоу и Д. МакГрегора привело к необходимости учитывать внутренние побудительные силы и удовлетворять не только базовые человеческие потребности, но и потребности высшего порядка, такие как уважение, престиж, принятие ответственности, самовыражение.

Оригинальный взгляд на мотивацию выразил В. Х. Врум в своей «Теории предпочтения и ожидания», согласно которой описывается, каким образом две переменные (предпочтение и ожидание) воздействуют друг на друга, определяя мотивацию.

Мотивация деятельности нашла свое отражение и в психоанализе, объясняющем, что все явления психологически детерминированы, а бессознательные процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные; в когнитивных теориях, где особое значение придается феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека, рассматриваются такие понятия как когнитивный диссонанс, ожидание успеха, ценности успеха, боязнь возможной неудачи, уровень притязаний и др.

Источник: И.С. Бубнова, А.Г. Терещенко ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В СПОРТЕ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. – DOI : 10.17150/konf.2017.03.23. Мотивация в спортивной деятельности Мотивы и потребности в спортивной деятельности Чем отличается мотив от мотивации и потребности Мотвиация достижения Мифы о занятии спортом Фундаментальные свойства системы Функции системы стимулирования работников Задачи системы стимулирования работников Ситуационный подход в стимулировании труда