Недостатки НДПИ

В современной горнодобывающей промышленности широко применяется НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых, назначенный в пользу федерального бюджета. В частности, этот налог взимается с компаний, добывающих нефть и газ — важнейшие продукты, во многом определяющие благополучие российского бюджета. Нефть и газ – не часто встречающиеся богатства недр; в мире они дефицитны. Как собственник недр, государство может и должно взимать плату с частных и государственных компаний – добытчиков нефти и газа. По идее, эта плата (рента) должна «срезать» сверхприбыли добытчиков, которые те получают благодаря повышенной рыночной ценности добываемых ими
нефти, газа, газового конденсата.

Однако применение для этой цели налогового инструмента — НДПИ нельзя считать обоснованным ни в теоретическом плане, ни для практических нужд. В теоретическом плане любой налог взимается без предоставления плательщику какого-либо материального эквивалента; при добыче же полезных ископаемых этот эквивалент присутствует. Поскольку плательщик получает весомое встречное удовлетворение, налицо не налог, а хозяйственный платёж.

Налог, даже если он «привязан» к какому-то природному объекту, обязателен для предпринимателя независимо от того, существуют какие-либо имущественные права государства на этот объект или нет. Но когда предприниматель получает от государства материальный предмет в виде участка недр, причём за пользование этим предметом от добытчика требуют соответствующего платежа, то речь должна идти не о налоге, а о хозяйственной сделке.

Понятно, что хозяйственная сделка должна касаться дефицитного ресурса, то есть ресурса, имеющего экономическую ценность. Платёж за использование не дефицитного ресурса был бы неуместен — ни как рыночная его цена, ни как налог. Это обстоятельство приходится специально оговаривать, ибо налоговая история некоторых природных ресурсов говорит об известной «неразборчивости» налогового законодательства. Так обстоит дело с теоретической стороны. Применение НДПИ вместо хозяйственного платежа является вдвойне неправильным.

1) При назначении любого рода платежей за извлечение из недр полезных ископаемых, в частности при добыче нефти и газа, надо принимать во внимание, что условия добычи не одинаковы в пределах разных кустов скважин или даже отдельных скважин. Месторождения различаются по качеству сырья (топлива), его обилию, глубине залегания и другим показателям, влияющим на прибыль предприятия-добытчика. Затраты на эксплуатацию скважины (или куста скважин) нарастают в случае её удаления от дорог, от жилых посёлков. На затраты влияет также удалённость от магистрального трубопровода и некоторые другие факторы. Налог не может «приспосабливаться» к условиям добычи и транспортировки облагаемого продукта, поскольку они меняются от места к месту. Он ориентируется на какие-то средние условия. Но средние условия отвечают действительности только в ограниченном числе случаев. Во всех же других случаях эти условия лучше или хуже, чем средние. В результате получается так, что при каких-то обстоятельствах собственник недр – государство недобирает положенных ему платежей, а в других – забирает у добытчиков лишнее.

2) Закон РФ No 258 от 21 июля 2011 г. внёс поправки в размеры НДПИ, в том числе в размеры этого налога, собираемого с добычи нефти. С 1 января 2013 г. базовая ставка налога повышалась с 446 до 470 рублей за 1 тонну добытой, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти. К базовой ставке полагается делать поправки, учитывающие мировые цены на нефть, богатство данного месторождения, а также степень выработанности «конкретного участка недр». Однако должно быть понятно, что проверка указанных технических требований и геологических параметров, а равно ценовые расчёты – вне компетенции Налоговой службы.

Источник: Шейнин Л. СУВЕРЕНИТЕТ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО РАЗЛИЧАТЬ? // Общество и экономика, 2017, № 5 Динамика поступления НДПИ в 2012 – 2016 гг. в консолидированный бюджет РФ Описание налога на добычу полезных ископаемых Специфика федерального бюджета России 2016 года Схемы трехлетнего бюджетного планирования Деформация планового начала в бюджетном процессе РФ Динамика доходов региональных бюджетов в 2008-2015 гг. Виды ​межбюджетных трансфертов Динамика поступления субвенций в бюджеты субъектов РФ Недостатки проектов федерального бюджета, имеющих трехлетний формат

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *