Процесс формирования научной концепции

Зародышем каждой концепции является понятие, развивающееся в концепцию, концепция – в теорию, теория – в практику. Общественно-историческая практика образует среду, в которой обитает человек, являющийся продуктом данной среды. Такова роль понятий в современном мире.

Однако в научной и хозяйственной практике процессы формирования новых концепций носят пассивный характер. Решение проблем основано на традиционном подходе их обсуждения в рамках сложившихся мнений заинтересованных лиц. Данное состояние вопроса отчасти обусловлено тем, что кроме общих теорий формирования концепции и красочных примеров из применения в истории науки практических инструкций и рекомендаций по их использованию приведено недостаточно. Нужны практические инструментарии формирования новых концепций. Теория формирования и развития научных концепций, т.е. теоретических представлений, гипотез, находится в стадии разработки.

Некоторые обобщения данной теории были представлены еще в работе [5], в которой Б. Кедров считает, что научные концепции формируются следующим образом: изучение, систематизация фактов с целью раскрытия их внутренней связи; выявление общих закономерностей и зависимостей, построение общих теорий, формирование законов; построение гипотез как вспомогательного приема.

А. Арсеньев придерживается другой точки зрения. Во-первых, факты появляются, отбираются, становятся научными только с позиций определенных теоретических представлений, т.е. концепций. Отказ от всякой концепции всего лишь следование какой-либо неосознанной концепции, т.е. принятой некритически. Во-вторых, концепция, принятая на основе фактов, не может быть всеобщей. Придание ей всеобщего характера является методологической ошибкой. Действительно, весь прошлый и настоящий опыт довлеет над человеком. Строй его мышления, логика, видение мира, общепринятые методы понимания, восприятия, объяснения фактов составляют реальную основу его теоретических представлений. А. Арсеньев считает, что строй мышления ученого, определенный общественными отношениями, не представляет собой ничего априорного, а, в самом деле, априоризм существует. По схеме А. Арсеньева научная концепция формируется следующим образом.

Пусть имеется некоторая научная теория, которая обусловлена формальным аппаратом как противоречивой замкнутой логической конструкцией. По мере расширения практики, эксперимента обязательно наступает момент, когда формальный аппарат начинает приводить к результатам, не согласующимся с эмпирией. Именно в этот момент приобретает особую роль научный факт, которому Б. Кедров придает главенствующую роль в развитии новой концепции. Но факт осознается только в системе фактов и представлений о них.

Несоответствие фактов ожиданиям от экспериментов приводит на первом этапе к совершенствованию теории, но до определенного предела, пока новые факты не начинают противоречить старой теории. Теория становится противоречивой, несовместимой с понятием сущности, лежащей в ее основе. Теоретическое движение в прежней форме невозможно. Нужна новая концепция о сущности объекта, т.е. новое понятие, которое является формой разрешения предметно содержательного противоречия. Это выполняется, если стороны противоречия дается представить как противоположные определения, схватить противоположности в единстве. Это единство и есть понятие о сущности, которое развивается в научную концепцию, а затем в новую теорию.

Источник: Кохно П. ОБЪЕМНО-СТРУКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТНОЙ ПРОДУКЦИИ // Общество и экономика, 2017, № 3-4 Что такое научная школа? Цель экономической теории: Фридман и «социальные инженеры» Использование поведенческого подхода в теоретических экономических исследованиях Неопределенность категории экономики, как науки Проблема идентификации в экономике: пример с прибылью Необходимое и достаточное условие суждения ​Проблема измерения в науке Проблема определения денег и их сущности Прибыль как социальные издержки

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *