Опыт капитализации креативного сектора экономики

В международной практике творческие индустрии давно стали устойчивым приоритетом культурной и социально-экономической политики многих стран. Так, в Великобритании уже с 1970-х годов разрабатываются проекты, которые в 1990-х легли в основу технологий выявления, стимулирования и поддержки творческих индустрий. Были созданы программы развития творческих индустрий, которые обеспечили приток капитала, новую структуру занятости и сформировали новые источники доходов. На заброшенных территориях и в оставленных промышленных помещениях стали формироваться творческие кластеры — содружества независимых творческих компаний, связанных общностью места и отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции. Теперь Великобритания поставляет на мировой рынок не столько сталь и текстиль, сколько «творческий» или «интеллектуальный» продукт: предметы дизайна, книги, фильмы, мультимедиа технологии и т. д. Этого удалось добиться за счет последовательных действий властей всех уровней.

Масштабные проекты деиндустриализации и поддержки творческих кластеров осуществлены в Германии, Франции, Австрии, Испании. В 1988 г. правительством земли Северный Рейн — Вестфалия был принят план преобразования индустриального комплекса в центр дизайна, образования, туризма и культуры. На территории бывшей шахты разместились музей Рура и музей современного промышленного дизайна, арт-студии, Центр дизайна земли Северный Рейн — Вестфалия, Центр современной хореографии и офисы креативных компаний. Ежегодно центр Zollverein привлекает около 800 тыс. посетителей, среди которых туристы и деятели современного искусства. Говоря о творческих индустриях в Германии, нельзя не сказать о Берлине, который даже на международном уровне считается одним из крупнейших креативных центров. На его территории находится большое количество творческих кластеров: кварталы художников, театры, концертные площадки, центры современного искусства и т. п. Согласно отчету «Creative Industries in Berlin. Development and Potential», опубликованному в 2008 г. мэрией Берлина, на территории города расположено около 6775 предприятий, занятых в этом секторе экономики. Не менее значимые проекты реализованы в Вене, Париже, Амстердаме, Гааге, Лилле, Брюсселе, Барселоне и других городах западной, центральной и восточной Европы. Все это наглядно демонстрирует отношение властей европейских стран к творческим индустриям, никто уже не ведет речь лишь о признании их потенциала или важности поддержки. Творческие индустрии в европейских странах стали полноправным сектором экономики, по многим показателям опережающим традиционные секторы промышленности.

Тезис о приоритетности и перспективности поддержки креативного сектора экономики подтверждает практика развития творческих индустрий в странах Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Китае. Так, в октябре 2000 г. съезд Коммунистической партии Китая включил развитие творческих индустрий в перечень рекомендаций к пятилетнему плану развития страны. Но в Китае целью развития творческих индустрий считается не увеличение числа рабочих мест или «восстановление» городов и сельских территорий, а создание инноваций. В Шанхае с 2004 г. проходит «Международная неделя творческих индустрий», которая состоит из трех основных разделов (Международная шанхайская выставка креативных индустрий, Шанхайский международный форум по развитию городской творческой индустрии, Ежегодная оценка творческих индустрий в Шанхае) и шести творческих фестивалей. Основные цели этого события: укрепление связей и сотрудничества между странами; продвижение инновационной деятельности и защита интеллектуальной собственности; создание площадки для торговли творческими продуктами и услугами между бизнес-структурами; повышение спроса на творческую продукцию и услуги; изучение потенциальных функций творческих индустрий для создания гармоничного общества и поддержка творческого бизнеса государством; укрепление репутации и имиджа Шанхая как творческого города4. Таким образом, оценивая положительную динамику в развитии творческих индустрий, можно предположить, что данное направление останется одним из приоритетных для китайских властей. Подтверждением этому служит пример Пекина, который сегодня борется с Шанхаем за звание передового креативного города, со стремительно увеличивающимся количеством творческих кластеров, с развивающейся инфраструктурой для успешного функционирования творческих индустрий, с целенаправленной политикой местных властей по созданию инновационной среды.

Источник: Абанкина Т. Креативная экономика: переход к капитализации культурного наследия // Вопросы экономики, № 4, Апрель 2017, C. 100-116 Капитализация небольших объектов культурного наследия Что такое креативная экономика Что такое экономика символов Проблема финансирования культурного наследия Критика российского капитализма Что такое реинжиниринг и процессный подход к управлению Направления развития новой экономики Что такое нанобиоэкономика: объект и предмет изучения Нанобиокластеры и их функционирование

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *