Проблема финансирования культурного наследия

Долгое время культурное наследие и культура в целом рассматривалась как сфера, затратная с экономической точки зрения. Доминировала концепция «самоценности» культуры: ее надо поддерживать и сохранять как совокупность накопленного общественного богатства, культурного наследия и творческих достижений, ценных самих по себе (Музычук, 2012; Рубинштейн, 2015). Финансовая основа деятельности организаций культуры формировалась главным образом за счет бюджетных средств или устойчивой финансовой поддержки со стороны ведомств-патронов. Организации культуры имели дело с «высоким» и «вечным», занимались сохранением культуры для будущих поколений и приобщением к искусству все большего числа людей. Традиционно считалось, что управление организациями культуры принципиально отличается от управления деловыми организациями, а потому надо защитить высокую культуру от жестких реалий рынка.

Однако в конце XX в. во всем мире, в том числе и в России, бюджетная и спонсорская поддержка организаций культуры и сохранения культурного наследия стала постоянно сокращаться. Более того, все финансовые доноры в лице государственных и местных органов власти, благотворительных фондов, спонсоров и меценатов стали оказывать поддержку организациям культуры в зависимости от эффективности и общественно значимых результатов их деятельности. Это стимулировало пересмотр места и роли культуры и культурного наследия в обществе, управленческих технологий, применяемых организациями культуры, их способов работать с разными аудиториями и привлекать к себе общественное внимание.

Начиная с 1980-х годов в европейских странах в рамках концепции «New public management» по инициативе деятелей культуры широко обсуждаются вопросы: почему культура важна для общества в целом и конкретных местных сообществ, чем она может быть полезна для новой экономики и социального развития, какой вклад может внести культурное наследие в устойчивое развитие городов и территорий? Государство и узкий круг аристократических семей уже не могут нести бремя сохранения, а главное — развития культурного наследия. Бюджетная поддержка и элитарные технологии меценатства постепенно замещаются демократическими технологиями социального партнерства. Формируется мощная финансовая инфраструктура фандрайзинга, которая позволяет консолидировать финансовые ресурсы в глобальном масштабе и расходовать их в соответствии с потребностями всемирной культуры, ориентироваться на поддержку инноваций в области развития культурных технологий и обеспечить доступ к мировым ресурсам всем заинтересованным участникам культурного процесса.

Но этого оказалось недостаточно для поддержки культурного наследия. Свою реальную сопричастность и заинтересованность в сохранении и развитии культуры и искусства должны почувствовать миллионы людей. Для этого необходимо вписать культурное наследие в текущее потребление, в постоянные статьи расходов семейных бюджетов. Это непростая задача. Обращение к культурному наследию и актуальному искусству надо сделать соразмерным семейному бюджету, чтобы множество людей софинансировали сохранение и развитие культуры.

Источник: Абанкина Т. Креативная экономика: переход к капитализации культурного наследия // Вопросы экономики, № 4, Апрель 2017, C. 100-116 Что такое креативная экономика Что такое экономика символов Капитализация небольших объектов культурного наследия Опыт капитализации креативного сектора экономики Эффективность учреждений культуры в России Культура в Новосибирске: текущее состояние и перспективы Культурный кластер: модель развития Корпоративный спорт и производительность труда Правовое регулирование физической культуры и спорта в России

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *