Что такое креативная экономика

Некоторые европейские страны, прежде всего Нидерланды и Великобритания, выбирают курс на деиндустриализацию как ведущую стратегию развития для своих городов. Начиная с 1970-х годов поддержка культуры и культурного наследия становится стратегическим приоритетом политики этих стран. Разработанные в то время проекты легли в основу программ поддержки креативного сектора экономики — творческих индустрий, которые способствуют увеличению инвестиционной привлекательности территорий, росту квалификации работников, мотивации инноваций и творчества, повышению конкурентоспособности городов и стран. Развитие творческих индустрий стало программой социальной адаптации, позволившей многим странам перейти к «новой занятости» в постиндустриальной экономике. В городах и сельских территориях, связанных с культурным наследием, стали активно формироваться творческие кластеры, которые изменили облик территорий, повысили их привлекательность, чем обеспечили приток капитала, туристов и новые источники дохода.

С этого времени начинается становление «креативной экономики», теорию которой развивали в своих — ставших уже классическими — работах Дж. Хокинс (2011), Р. Флорида (2005), Ч. Лэндри (2005) и другие исследователи и эксперты. В контексте современных тенденций к культуре и культурному наследию начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления. Эксперты изучают и «картируют» культурные ресурсы, разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и востребованными местным сообществом, привлечь гостей и туристов. Широко обсуждается и обосновывается тезис, что именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные, переход к позиции сотрудничества и кооперации организаций культуры с другими субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции, тем самым инициировать создание новых рабочих мест, решение социально-экономических проблем и конфликтных ситуаций в современном мире.

В фокусе внимания теоретиков креативной экономики остается вопрос о совместимости творчества, культурного наследия и экономики, о том, не разрушают ли они друг друга, ведь креативная экономика отличается от традиционной экономики центральной ролью творческой личности. Компании в обычной экономике работают с ограниченными материальными ресурсами и конкурируют прежде всего по цене. В креативной экономике люди и фирмы используют неограниченные ресурсы, получают на них интеллектуальные права, которые могут быть краткосрочными, и не конкурируют по цене. Таким образом, мы перемещаемся из мира понижения нормы прибыли, основанного на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир увеличения нормы прибыли, основанный на бесконечности возможных идей и их использовании в производстве новых продуктов и трансакций (Хокинс, 2011).

В технологиях креативной экономики ведущую роль начинает играть стиль жизни, они отражают положение, которое сложилось в современном обществе, когда самоидентификация основана на потреблении схожих товаров и услуг, одинаковом досуге. Это решающий фактор отнесения индивидов к определенному социальному слою. Принцип построения социальной иерархии сводится к тому, что приобретение определенного рода вещей подтверждает групповую принадлежность, а уклонение от стиля жизни определенного круга или невозможность приобретать вещи, выступающие атрибутом данного социального слоя, приводит к групповому отторжению. Таким образом, люди приобретают товары и услуги, чтобы не утратить групповую идентификацию.

Источник: Абанкина Т. Креативная экономика: переход к капитализации культурного наследия // Вопросы экономики, № 4, Апрель 2017, C. 100-116 Что такое экономика символов Проблема финансирования культурного наследия Капитализация небольших объектов культурного наследия Опыт капитализации креативного сектора экономики Корпоративный спорт и производительность труда Правовое регулирование физической культуры и спорта в России Эффективность учреждений культуры в России Культура в Новосибирске: текущее состояние и перспективы Культурный кластер: модель развития

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *