Политическая экономия Антуана де Монкретьена

Сразу отметим, что, конечно, термин «политическая экономия» используется французским автором на начальном этапе становления науки как идея, речь не идет о теории.

Заимствованные в трудах древнегреческих ученых слова «Οιιονομιιος» (в переводе Цицерона на латынь «Oeconomicus») управление домашним хозяйством и «πολιτιιη» — управление государством, т.е. полисом, Монкретьен использует для изложения совокупности правил хозяйственной деятельности в масштабах страны. Тут явно сказалось его хорошее гуманитарное образование и увлечение древнегреческой и древнеримской историей. Он постоянно обращается к Аристотелю, хотя в экономических вопросах очевидны его разногласия с великим философом.

Аристотель отводил политике первостепенное положение в иерархии человеческих сфер деятельности. Монкретьен поддерживает этот порядок, заявляя, что «политика первый принцип», но иначе оценивает роль экономики. Аристотелевскому осуждению «искусства наживы» он противопоставляет мнение, что движимые жаждой прибыли и посвящающие себя труду граждане отличаются своей активностью, знаниями и навыками. Это особенно проявляется в торговой деятельности. Монкретьен ставит себе задачу восстановить (после презрительного отношения в период античности и Средневековья) доброе имя купца, чья профессия выходит в его эпоху на передний план. Для купца успех зависит от способности приумножать свои доходы, но он достигнет еще большего, если он — не просто продавец, но предприниматель и «увеличивает производство своего предприятия порядком и положением трудящихся, обеспечивающим лучшее применение умений каждого». Эта модель управления должна быть распространена на политическое управление королевством, правительство обязано заняться облегчением распределения и хорошего исполнения его распоряжений подданными. «Против мнения Аристотеля и Ксенофонта, экономика и полис не могут быть разделены, и наука получения прибыли является общей и для государств, и для семей». Необходимо заметить, трактат был написан о политической экономии, а не экономической политике, т.е. автор признает главенство экономической сферы.

Для Монкретьена политэкономия, с одной стороны, — это искусство, с другой — наука; у монархов она одна, у их подданных другая. Как и медицина, которая является наукой для тех, кто изучает человеческое устройство, и искусством для врача, осуществляющего эту науку на практике. Согласно Монкретьену политическая экономия в руках правителей и их министров, скорее, искусство, а не теоретическое учение. И это «искусство политики», по мнению автора, исходит из первенства частного интереса перед общественным: «…Дом главнее деревни, город главнее провинции, провинция главнее, чем королевство». Политическая экономия существует на таких же основах, как и домашнее хозяйство: те же принципы хорошего управления применяются и к общественной, и к домашней деятельности. «Таким же образом искусство управления подражает экономике…»

Приверженец и знаток гуманистической и христианской культуры (в трактате упоминаются и обильно используются Библия, древнегреческие, древнеримские, иудейские тексты), Монкретьен намеревался создать духовное произведение о политике и экономике. Будучи в Англии, он как Макс Вебер, увидел связь протестантизма с капитализмом. Его идеал — экономически активный человек, честный и трудолюбивый, убежденный, что Бог благословляет хорошо управляемое предприятие. «Человек рожден, чтобы жить в постоянном занятии…» Таким образом, католик Монкретьен приходит к идеям кальвинизма. «Человек должен действовать не только для себя, но и для своих сограждан. Этому нас обучает природа, в которой все вещи зависят одна от другой».

Главный вопрос политической экономии — что такое национальное богатство, где его источник и какими методами можно его увеличить. В своем трактате пионер французской экономической мысли пытается найти ответ.

Обладая больше гуманистическими, а не прагматическими взглядами, А. де Монкретьен превзошел общую меркантилистскую концепцию, согласно которой богатство в основном состоит из драгоценных металлов. «…Наименьшая из провинций Франции предоставляет Вашему Величеству свое зерно, свои вина, свои ткани, железо, масло… делая ее [Францию]… богаче, чем любые Перу мира. Из этих великих богатств самое большое неисчерпаемое изобилие людей… Счастье людей… состоит главным образом в богатстве, а богатство в труде». Мы видим, что Монкретьен одним из первых стал развивать идеи популяционизма, утверждавшего, что рост населения ведет к увеличению благосостояния нации, поддерживает военную мощь государства, приумножает приток налогов и пошлин в казну.

Источник: Слудковская М. А. Политическая экономия Антуана де Монкретьена (к 400-летию выпуска «трактата по политической экономии») // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 2, 2016, C. 107-118 Три фундаментальные проблемы экономики Во всех без исключения случаях ограниченность факторов производства и экономических благ ставит перед обществом три фундаментальные проблемы: ЧТО надо производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить? Что такое монетизация экономики Диспропорции в греческой экономике Экономические вызовы России Технологическая политика России Отличие макроэкономики от мирокэкономики Экономическая наука изучает фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях. Гражданская культура как вариант политической системы

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *