Финансирование образования в странах ОЭСР

В большинстве стран ОЭСР доминируют принципы обязательности и бесплатности начального и среднего образования, однако вопрос о том, кто должен платить за образование и сколько (правительство, потребители образовательной услуги), становится все более актуальным. В среднем в странах ОЭСР:

уровень государственного финансирования составляет 84% на образовательные учреждения: от начальной школы до высшего образования; около 91% – на школьное образование (только в Чили доля менее 80%); замедляются темпы роста государственного финансирования школьного образования: с 2005 по 2008 г. прирост показателя составил 8%, с 2008 по 2015 год показатель вырос на 6%; растет негосударственное финансирование системы образования: с 2005 по 2008 г. показатель вырос на 8%, с 2008 по 2015 г. прирост составил 16%.

В нынешних экономических условиях правительства стран мира испытывают трудности в обеспечении необходимыми ресурсами (за счет государственных средств) растущего спроса на образование. В то же время все более заметной становится роль частных источников при сохранении значительного удельного веса государственного финансирования. За период с 2005 по 2016 г. в высокоразвитых странах, входящих в ОЭСР, доля государственных расходов на начальное, вторичное и поствторичное (не третичное, т.е. высшее) образование остается практически неизменной (на уровне 92%). При этом средняя доля государственного финансирования высших учебных заведений в общем объеме финансирования образования варьируется по странам: так, в Чили она выросла с 16 (2005 г.) до 39% (2016 г.), в то время как в Венгрии показатель снизился с 78 до 63% за тот же период.

В большинстве стран ОЭСР: уровень государственного финансирования высшего образования выше, чем среднего образования: менее 40% составляет объем государственного финансирования высшего образования в Чили, Японии, Республике Корея, США; доля государственного финансирования высшего образования в Финляндии, Норвегии, Швеции превышает 95%; рост негосударственного финансирования системы высшего образования: максимальные темпы роста затрат домохозяйств на высшее образование имеют Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Дания, Англия.

В международном образовательном пространстве наблюдается ряд закономерностей: затратность государственных образовательных организаций выше, чем частных организаций, предоставляющих образовательные услуги; госрасходы на одного обучающегося системы высшего образования превосходят аналогичные расходы в системе общего образования. Если средний показатель государственных расходов общего образования по миру в 2015 г. на одного обучающегося государственных учреждений составил 8383 долл., то в частных учреждениях он составил 4290 долл. За 2015 г. в системе высшего образования средние государственные расходы по миру на одного студента государственного вуза составили 12 263 долл., для негосударственных вузов – 4207 долл.

Источник: Тётушкин В.А. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: РОССИЙСКАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА // Финансовый менеджмент, 2017, № 1 Расходы на образование в Финляндии Почему в СССР было хорошее экономическое образование? Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса России Негативные последствия внедрения «болонской системы» в России Расходы государства на образование в России в 2002-2014 гг. Среднемесячная заработная плата в сфере образования (2005-2014 гг.) Профессиональное образование как фактор экономического роста Повышение уровня образования в России не привело к росту производительности труда Проблема копирования западной экономической мысли российскими учеными

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *