Коллаборация в сетевой экономике

Если в развитой индустриальной экономике инновационные процессы (обновление) сосредоточивались в рамках отдельных компаний, обеспечивая им важные конкурентные преимущества, то в современном мире инновации не только изменились сами, превратившись в непрерывный обновленческий поток (continual innovation), но и потребовали адекватных изменений в организации компаний и их рыночных взаимодействий. Возникла новая институциональная среда (Смородинская, 2015. С. 56). Коллаборация как общий принцип такого взаимодействия выходит за рамки производственной кооперации и обеспечивает постоянное формальное и неформальное взаимодействие субъектов рынка в соответствии с совместно вырабатываемыми и соблюдаемыми всеми правилами. Коллаборация как совместная деятельность в общих интересах и для решения общих задач означает добровольное сотрудничество юридически независимых участников (Thomson, Perry, 2006). Можно сказать иначе. Коллаборация — это особая среда деловых коммуникаций, включающая взаимодействие как внутри производственного сектора (межфирменные сети), так и между реальным сектором и другими институциональными пространствами (межорганизационные сети). Коллаборация и сетевой уклад, таким образом, взаимозависимые и взаимоопределяющие, как форма и содержание.

Пространства коллаборации различны. Помимо известных сетей производителей, потребителей и посредников, Смородинская рассматривает то, что специфично для постиндустриальной инновационной экономики, а именно коллаборацию государства, науки и бизнеса (так называемая тройная спираль, см. ниже) и инновационные кластеры. Известные еще со времен плановой экономики, но неизменно терявшиеся в хозяйственной практике «связи науки с производством» активизировались с помощью различных организационных форм. В ситуации, когда производство и наука составляли самостоятельные институциональные секторы, даже настойчивые инициативы государства не могли обеспечить их постоянное взаимодействие. Такие взаимодействия стали возможны в постиндустриальной экономике, когда сформировались соответствующие предпосылки. Во-первых, они возникли в производственном укладе: генерация знаний и инноваций уже не выступает исключительной функцией науки, а создание материальных и прочих благ — исключительной функцией бизнеса. Важно, что контроль над экономическим ростом и развитием перестал быть исключительной функцией государства (Смородинская, 2015. С. 62)2. Во-вторых, поддержание сетевых взаимодействий как постоянного интерактивного диалога и согласований между партнерами, то есть коллаборации, обеспечивается с помощью беспрепятственных широких IТ-коммуникаций.

Источник: Дерябина М. К новой организации жизни общества и экономики // Вопросы экономики, № 3, Март 2017, C. 146-158 Преимущества кластеров Особенности сетевой экономики: основные тренды Сетевая модель организации экономической деятельности Проблемы развития кластеров в России Пример сетевой монополии: продукты 1С Под сетевой монополией понимается доминирование единого стандарта взаимодействия в какой-либо сфере. Критика российского капитализма Что такое реинжиниринг и процессный подход к управлению Направления развития новой экономики Что такое нанобиоэкономика: объект и предмет изучения

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *