Экономика знаний в России: современное состояние

Действительно, по данным отчета Всемирного банка (2012), Россия занимает 55-е место в индексе экономики знаний; ее опережают, например, Катар, Коста-Рика, Малайзия. В России доля отраслей, которые относятся к экономике знаний, в ВВП составляет 15%, в развитых странах Европы -35%, а в США — 45% (Соснова, 2013). На глобальной карте стартапов (startupblink.com) к середине 2016 г. в России было зарегистрировано только 972 стартапа, а в США — 33 7972. В Национальном докладе об инновациях констатируется, что «Россия почти не представлена на мировых высокотехнологичных рынках (0,4% от мирового высокотехнологичного экспорта)»; причем доля высокотехнологичного экспорта в общем экспорте страны составляет 2%, а у Южной Кореи — 26%, Китая — 22,6%, Ирландии — 19,2%. В России только 11% предприятий можно отнести к инновационным, в странах-лидерах — 60%. На фоне этой статистики в докладе как успех трактуется рывок, который сделала Россия в глобальном инновационном индексе (GII): с 2010 г. по 2015 г. она поднялась на 16 мест (Национальный доклад, 2015. С. 5, 36, 73, 75). Полагаю, что это незаслуженно оптимистическая оценка. И вот почему.

За весь период измерений GII, с 2007 по 2015 г., Россия поднялась лишь на шесть позиций с 54-го до 48-го места, то есть рост фактически отсутствовал. Совпадают с этой оценкой и данные инновационного индекса для 110 стран, рассчитанные в 2009 г. Бостонской консалтинговой группой (BCG), где Россия занимает 49-е место (Andrew et al., 2009).

В 2016 г. Россия, по данным GII, заняла 43-е место, однако ее рейтинг за год снизился с 39,32 до 38,503. Как видно на рисунке 1а, «пилообразная» и галопирующая динамика позиции России похожа на изменение положения в индексе двух стран, ближайших к ней (по индексу) — Маврикия и Коста-Рики. Говорить о рывке или росте в инновационном индексе можно, например, применительно к Швейцарии, Великобритании и, отчасти, к США (рис. 1б), но никак не к России, Коста-Рике, Маврикию, динамика индексов которых демонстрирует непредсказуемый характер.

Источник: Карпов А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики, № 3, Март 2017, C. 58-76 Университет 3.0: суть концепции Роль инноваций в современной экономике Появление новых материалов в современной экономике Современная экономика имеет много отличительных черт и особенностей — от возрастающей роли цифровых технологий, быстрой смены товаров и услуг до расширения круга материалов, из которых они производятся. Направления развития новой экономики Что такое нанобиоэкономика: объект и предмет изучения Нанобиокластеры и их функционирование Капитализм еще не дорос до постиндустриального общества Специфика экономической статистика США Профессиональное образование как фактор экономического роста

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *