Университет 3.0: суть концепции

В США после принятия акта Бэя-Доула (Bayh-Dole Act of 1980) в течение нескольких лет университеты создали более 2 тыс. компаний (260 тыс. рабочих мест), которые занимались коммерциализацией технологий. До принятия акта все американские университеты регистрировали менее 250 патентов в год; в 1982 г. их стало 1500, а в 2010 — 4500. Если в 1989 — 1990 гг. университеты получили 82 млн. долл. лицензионного дохода, то в 2009 г. — более 1,5 млрд. долл.

Фактически, акт Бэя-Доуэла институционализировал американскую модель предпринимательского университета.

В послевоенный период наблюдался значительный рост предприятий, созданных при университетах, например при Массачусетском технологическом институте и Стэнфордском университете (Etzkowitz, 2008). Дж. Коул считает, что «значительная часть ведущих отраслей промышленности в США, возможно более 80%, возникла благодаря открытиям, сделанным в американских университетах» (Cole, 2010. Р. 4). В настоящее время США переходят от модели создания бизнес-инкубаторов, таких как Кремниевая долина, к схеме распределенного партнерства, решающую роль в котором играет университет. Инновационная и предпринимательская активность студентов в США стала ключевым фактором конкурентоспособности вузов.

В начале 2000-х годов в Европе основная роль в создании общества знаний отводилась университетам, поскольку они находятся на пересечении научных исследований, образования и инноваций (СЕС, 2003). В основу концепции создания сетей превосходства ЕС (excellence networks) положена идея объединить научную среду университетов на глобальном уровне в сетевые структуры, использующие сильные стороны своих участников (EUA, 2003). На европейском совещании в Хэмптон-Корте (2005) университеты, наряду с НИОКР, были названы основой европейской конкурентоспособности (СЕС, 2006). Так, Кембриджский университет превратил графство Кембриджшир в инновационный кластер; из него, наряду с другими, вышли десять компаний с миллиардной капитализацией.

За университетом, который позиционируется как корпоративный субъект экономики знаний, закрепилось название «Университет 3.0». Информационная метафора в его цифровом обозначении не должна вводить в заблуждение — имеется в виду число миссий университета: университет 1.0 — только образовательный институт, университет 2.0 нацелен на обучение и исследования; в университете 3.0 к двум последним миссиям добавляется коммерциализация знаний. Возникновение системы высшего образования 3.0 связывают с развитием мультикампусных университетов в США

Источник: Карпов А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики, № 3, Март 2017, C. 58-76 Инновационная деятельность в российских вузах: результаты мониторинга 2016 г. Что такое сетевой университет Что такое креативный университет Профессиональное образование как фактор экономического роста Повышение уровня образования в России не привело к росту производительности труда Направления развития новой экономики Что такое нанобиоэкономика: объект и предмет изучения Нанобиокластеры и их функционирование Капитализм еще не дорос до постиндустриального общества

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *