​Социальные трансферты в целях поддержки семьи, материнства и детства

Социальные трансферты из федерального бюджета в целях поддержки семьи, материнства и детства выполняют две ключевые функции. Они призваны, во-первых, частично компенсировать семье отсутствие трудовых доходов женщины в связи с материнством; во-вторых, содействовать реализации таких приоритетных направлений государственной социальной политики, как стимулирование рождаемости и поддержка (в том числе семейное устройство) детей, лишенных родительского попечения. Все трансферты федерального уровня, осуществляемые в пользу детей и семей с детьми, предоставляются независимо от уровня дохода получателей, по категориальному принципу.

По охвату населения основной сегмент федеральных мер поддержки семей с детьми составляют пособия, предоставляемые женщине (семье) на этапе жизненного цикла, связанном с рождением детей. В 2014 г. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет получали 1,6 млн. человек, не подлежащих обязательному социальному страхованию. Одной из центральных мер российской семейно-демографической политики — средствами материнского капитала — ежегодно пользуется более 700 тыс. семей.

Слабым местом в системе пособий, связанных с рождением и воспитанием в семье маленького ребенка, представляется пробел в поддержке семей с детьми от полутора до трех лет. Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет выплачиваются только лицам, проживающим на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и женам военнослужащих по призыву. Остальным матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, а также женщинам с детьми до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации, положена лишь компенсационная выплата в размере 50 руб. Ее номинальная величина не пересматривалась

с 2001 г., и при почти нулевой экономической значимости для получателей назначение этого пособия неясно. Учитывая, что обеспечение ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении гарантировано только по достижении им возраста трех лет4 (при том что не во всех регионах благополучная ситуация с обеспеченностью местами в детских садах), возможности трудоустройства матери до этого возраста весьма ограниченные. Такая ситуация создает дополнительные риски попадания в число бедных для семей с детьми в возрасте от полутора до трех лет. Поддержка малообеспеченных семей с детьми относится к компетенции субъектов РФ, однако размер соответствующих пособий в большинстве регионов значительно ниже, чем федеральных выплат.

Источник: Овчарова Л., Горина Е. Развитие адресной социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности // Вопросы экономики, № 3, Март 2017, C. 5-21 Адресные меры социальной защиты в России Разница между социальной защитой и адресной социальной помощью Какие критерии оказания социальной помощи необходимо разработать Социальные гарантии безработным Значительные средства из федерального бюджета России были направлены на поддержку рынка труда и содействие занятости, увеличение пособий по безработице Проблемы создания сбалансированной системы социальной помощи в России Стратегия развития экономики России и социальная сфера Меркантилизм и бедность населения Справедливое распределение рентных доходов Бедность пенсионеров: подходы к измерению

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *